1. По Марксу, товар, во-первых, способен удовлетворять потребности людей, т.е. обладает потребительной стоимостью; во-вторых, производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью. В основе этого двуединого свойства лежит выдвинутое Марксом положение о двойственном характере труда. В условиях товарного производства труд производителей является, с одной стороны, конкретным трудом, создающим потребительную стоимость, а с другой стороны, абстрактным трудом, создающим стоимость. Труд – создатель стоимости – есть труд не для себя, а для других, для обмена, для продажи на рынке.
Зарплата. Номинальная и реальная зарплата и их факторы.
Заработная плата — это вознаграждение, получаемое работником за его труд или, другими словами, цена труда.
Виды заработной платы
1. Номинальная заработная плата — то количество денег, которое получает работник в виде вознаграждения за труд.
На деньги, полученные в форме заработной платы рабочий должен приобрести продукты питания, одежду и другие товары необходимые для существования его семьи, оплатить коммунальные, транспортные услуги, а также услуги сферы образования, здравоохранения и др. Кроме того, наёмный работник должен выплатить определённые налоги, что существенно сокращает сумму денег, которую он может израсходовать на содержание своей семьи.
Если бы цены товаров и услуг, потребляемых рабочим и его семьёй, оставались неизменными, то по динамике уровня номинальной заработной платы можно было бы судить об увеличении или уменьшении реального объёма тех благ, которые рабочий может приобрести на свою заработную плату. Однако рыночные цены редко остаются стабильными, чаще всего они изменяются. В результате одна и та же величина денежной (номинальной) заработной платы в разные периоды времени и в различных условиях выражает различный объём жизненных средств, на которые её можно обменять на рынке. Поэтому экономисты различают номинальную и реальную заработную плату.
2. Реальная заработная плата – это совокупность товаров и услуг, которые наёмный работник может при данном уровне цен приобрести на свою номинальную заработную плату после вычета из неё налогов и других обязательных отчислений.
Факторы, влияющие на размер реальной заработной платы
1. Величина номинальной заработной платы — чем выше номинальная, тем, как правило, выше реальная заработная плата. В реальности рост заработной платы номинальной может компенсироваться ростом цен.
2. Количество и ставки налогов — чем больше налогов и (или) выше их ставки, тем ниже реальная заработная плата и наоборот.
3. Уровень цен и товаров на товары и услуги — чем выше цены и тарифы, тем ниже реальная заработная плата и наоборот.
Спрос, величина спроса, закон спроса. Неценовые факторы спроса.
СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене.
Величина Спроса – количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени.
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара
К неценовым факторам относят:
Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается.
Вкусы, мода. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается.
Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса.
Цены заменителей.
Ожидания потребителя.
Цены дополняющих товаров.
Предложение, величина предложения, закон предложения. Неценовые факторы предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – количество товара или услуг определенного вида, предложенное к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара.
К неценовым факторам относят:
Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи
Цены ресурсов. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары.
Величина налогов.
Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти.
Ожидания производителя.
Цены на другие товары.






