Факторы эластичности спроса

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене, можно выделить следующие:

· наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших субститутов какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

· временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

· доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

· степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, при ненасыщенности рынка снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);

· разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей применения имеет товар, тем более эластичен спрос на него). Рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара, а ее уменьшение - расширяет эту сферу. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы;

· важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни, например зубная паста, мыло, услуги парикмахера, то спрос на него будет неэластичным к изменению цены). Товары, которые не столь важны для потребителя и их приобретение может быть отложено, характеризуются большей эластичностью.

Факторы неэластичности спроса

Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:

· он придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам). Чтобы не попасть в такую ситуацию, покупатель вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те модели, которые хорошо себя зарекомендовали;

· желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это

· имеет значительную экономию от использования конечного товара или услуги (если они позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар или услугу неэластичен);

· цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров);

· потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.




double arrow
Сейчас читают про: