Цель занятия: познакомиться с питательными средами, освоить технику приготовления питательных сред, методы посева микробов на жидкие и твердые питательные среды, изучить этапы выделения чистой культуры аэробов и выделить чистую культуру (1-й день исследования).
План занятия.
1. Химический состав микробной клетки.
2. Катаболизм и анаболизм как составные части процесса метаболизма.
3. Источники питания для микроорганизмов. Типы питания микроорганизмов.
4. Транспорт питательных веществ в клетку микроорганизмов: пассивный (пассивная и облегченная диффузия), активный, транслокация химических групп.
5. Питательные среды, их классификация, характеристика, этапы приготовления, контроль готовых сред. Требования, предъявляемые к питательным средам.
6. Бактериологический метод изучения микроорганизмов. Понятие о чистой культуре микроорганизмов. Схема ее выделения.
Задания для выполнения лабораторной работы.
1. Познакомиться с питательными средами. Записать схему их классификации по происхождению, консистенции, назначению.
|
|
Этапы приготовления питательных сред
Согласно прописи питательной среды в дистиллированную воду вносят необходимые компоненты и растворяют при нагревании; рН среды определяют с помощью индикаторных бумажек или электропотенциометров (с учетом того, что после стерилизации рН среды снизится на 0,2). Фильтруют жидкие и желатиновые среды через фильтровальную бумагу; среды с агаром (в горячем состоянии) – через ватно-марлевый фильтр. При необходимости осветляют питательную среду белком куриного яйца, сывороткой или осаждением. Разливают среду в колбы, флаконы, пробирки. Закрывают посуду со средой пробками с бумажными колпачками. В зависимости от состава среды стерилизуют различными способами. Готовые стерильные питательные среды подвергают контролю на стерильность.
Контроль режима стерилизации осуществляется с помощью химических термотестов и искусственных биотестов. Химические термотесты представляют собой вещества, изменяющие свой цвет или физическое состояние при стерилизации, в частности, имеющие различную температуру плавления. Запаянные ампулы с порошком, смешанным с красителем, помещают в стерилизационную камеру. При достижении в камере определенной температуры порошок плавится, образуя сплав, окрашенный в цвет добавленного красителя.
Таблица 5
Показатели температуры плавления порошков-индикаторов
Название химического вещества-индикатора | Температура плавления, С° | Название химического вещества-индикатора | Температура плавления, С° | ||
Бензонафтол | 110 | Резорцин чистый | 118 | ||
Антипирин | 115 | Бензойная кислота
| 121 | ||
Серный цвет | 115 |
Примечание: на 100 г порошка-индикатора добавляют 0,01 г сафранина, 0,005 г фуксина или метиленовой сини.
Бактериологический контроль режима стерилизации заключается в том, что в стерилизационную камеру помещают искусственные биотипы-пробирки с полосками марли, фильтровальной бумаги, зараженными микроорганизмами с известной устойчивостью к температурным воздействиям.
Требования, предъявляемые к питательным средам.
Для обеспечения разнообразных типов метаболизма микроорганизмов питательные среды должны соответствовать следующим требованиям:
- содержать все элементы. Из которых строится микробная клетка: макроэлементы (углерод, азот, кислород, сера, фосфор и др.) и микроэлементы (марганец, молибден, цинк, медь и др.);
- иметь достаточную влажность (не менее 20% Н2О);
- концентрация солей в среде должна обеспечивать изотонию, то есть соответствовать концентрации солей в микробной клетке (для большинства микроорганизмов – 0,5%; для галофильных – 3%);
- концентрация водородных ионов (рН) среды должна быть относительной для данного микроорганизма (рН 4,5 – 8,5);
- окислительно – восстановительный потенциал (Еh) среды должен соответствовать потребностям микроорганизма: для анаэробов-0,120-0,060 В;
- питательная среда должна быть стерильна.
2. Ознакомиться с методами и техникой посева на жидкие и твердые питательные среды.
3. Изучить этапы выделения чистой культуры микробов.
Схема выделения и идентификации чистой культуры бактерий
Исследуемый материал
1-й день Микроскопия мазков или нативных Посев на чашки Петри с питательной
препаратов средой
Изучение выросших колоний
2-й день Мазок, окраска по Граму или по другому Отбор колоний и пересев на скошен-
методу (для изучения морфологии клеток ный МПА или другие среды для на-
и их тинкториальных свойств) копления чистой культуры
3-й день Мазок, окраска по Граму Характеристика роста Идентификация выделенной
для проверки чистоты вы- культуры чистой культуры
деленной культуры
Идентификацию чистой культуры проводят по морфологическим, биохимическим
свойствам, антигенной структуре, факторам патогенности, чувствительности к
бактериофагам (фаготипирование) и антибиотикам.
4-й день Учет результатов и выдача заключения по данным исследования
Примечание: При наличии небольшого числа микробов в исследуемом материале предварительно производят посев на среды обогащения. Некоторые микробы (пневмококки, возбудители туляремии) сначала вводят в организм восприимчивых животных (биологическая проба), затем выделяют чистую культуру.
4. Приступить к выделению чистой культуры (1-й день), зарисовать мазок, записать ход исследования.
5. Зарисовать схему бактериальных транспортных систем рис.5.
Рис. 5. Бактериальные транспортные системы.
Вопросы для обсуждения.
1. Химический состав микробной клетки. 2. Функции соединений входящих в состав микробной клетки. 3. Метаболизм бактериальной клетки. 4. Катаболизм и анаболизм как составные части процесса метаболизма. 5. Источники питания для микроорганизмов. 6. Типы питания микроорганизмов. 7. Классификация микробов по способам питания. 8. Транспорт питательных веществ в клетку микроорганизмов, транспортные системы. 9. Пассивный транспорт (пассивная и облегченная диффузия). 10. Активный транспорт питательных веществ, транслокация химических групп. 11. Классификация питательных сред по происхождению, консистенции, назначению. 12. Этапы приготовления питательных сред. 13. Контроль готовых сред, требования, предъявляемые к питательным средам. 14. Бактериологический метод исследования в микробиологии. 15. Этапы выделения чистой культуры микробов.
|
|