В чем причина трагедии Короля Лира?

(из опыта проведения семинарского занятия)

Важным условием успешного проведения

 занятия является использование

Текста- трагедии Шекспира «Король Лир»

 

 

Примерный план:

1. Что дает нам основание использовать трагедию Шекспира в курсе политологии?

2. С чего начинается трагедия Шекспира и как это связано с новейшей историей нашей страны?

3. Почему Шекспир меняет концовку трагедии: вместо счастливого конца – трагедия?

4. Социальный фон, на котором разворачивается трагедия и его связь с современным состоянием общества.

5. Причины трагедии Короля Лира.

 

 

Первый вопрос. Ответ на первый вопрос плана, как правило, не занимает много времени. Студенты быстро приходят к выводу, что король – это глава государства, синоним власти, а проблема власти является основной в курсе политологии.

Второй вопрос. Практически все студенты помнят, что «завязка» трагедии начинается с того, что Король Лир решает разделить свое государство на три части.

Далее разговор ведется вокруг крушения Советского Союза, которое, по словам В.В.Путина, было крупнейшей геополитической катастрофой XX века.

Задача преподавателя – вовремя ограничить обсуждение данной проблемы, обратив внимание студентов на то, что в ходе учебного процесса мы еще будем к ней возвращаться.

Третий вопрос. Выдавая студентам задание, я обращаю внимание на то, что задолго до Шекспира имелось множество сказаний о короле Лире и его дочерях. Большая их часть заканчивалась вполне счастливо: Лир добирается до Галлии и там происходит его примирение с Корделлией. Галльский король с войсками высаживается в Британии, одерживает победу и восстанавливает Лира на престоле.

Таким образом, студентам предстоит выдвинуть и обосновать логические гипотезы. Одна из них исходит из острых англо-французских противоречий в эпоху Елизаветы, и Шекспир предпочел трагический финал «счастью» на иностранных штыках.

Четвертый вопрос. Требует хорошего знания Шекспировского текста и образного мышления. Как правило, в группе такие ребята есть.

Сначала мы выясняем, что в трагедии два фона: природный и социальный.

Природный фон. Бушующие бури и грозы изобилуют у Шекспира. Весь мир сотрясается, все потеряло устойчивость, нет ничего прочного, незыблемого. С неба на людей обрушиваются потоки, земля сотрясается страшными толчками. Герои – в водовороте стихии, бушующих в них самих и вовне.

Социальный фон. Нарушенные законы природы нарушают и жизнь социальную. Суть происходящего в словах Глостера: «…Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми. Либо это случай как со мной, когда сын восстает на отца. Либо как с королем. Это другой пример. Тут отец идет против родного детища. Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, гибельные беспорядки будут сопровождать нас до могилы». То есть распадаются все устои, делавшие жизнь упорядоченной. Почти никого их героев трагедии не интересует общее, ни у кого нет заботы о государстве, каждый думает только о себе. Это особенно ярко видно на примере старших дочерей Лира – Гонорилье и Регане, готовых на любой обман, лишь бы получить свою долю собственности и власти. Жестокое коварство, эгоизм, подлость сразу же проявляется у Эдмонда, незаконного сына Глостера.

В российском лексиконе есть точная характеристика подобному – смутное время.

Пятый вопрос вызывает многочисленные предположения, подкрепляемые цитатами. Преподаватель подчеркивает, что на этот вопрос отвечают уже не одну сотню лет и не о какой однозначности не может быть и речи.

Вот некоторые из причин, на которые стоит обратить внимание:

-раздел единого централизованного государства между несколькими правителями;

-оторванность власти (Лира) от проблем реальной жизни простого народа. Только перестав быть королем, Лир понимает, что человек «бедное, голое, двуногое животное»;

-хроническая падкость власти на лесть («правду всегда гонят как сторожевую собаку, а лесть лежит в комнате и воняет как левретка»);

-личные качества Лира;

-и, пожалуй, самая главная причина, блестяще вскрытая Н.А. Добролюбовым: «… он переносит прямо на свою личность весь этот блеск, все то уважение, которым пользовался за свой сан, он решает сбросить с себя власть, уверенный, что и после того люди не перестанут трепетать его». (Н.А. Добролюбов. Собр. соч. в 3-х т., т.2, М, 1952, с.198).

Т.е. Лир отказывается от власти с иллюзией, что он велик сам по себе, а не по власти, которой он обладал. Растаявшие иллюзии обнажили трагедию.

Видимо, поэтому Власть и боится оказаться в положении короля Лира, т.е. «нуля без цифры».

Данное семинарское занятие помогает студентам понять «простую» философскую истину: чем больше изменяется мир, тем более он остается неизменным. Основой этой неизменности является человеческая природа, которую можно принять практически, за постоянную величину. Политика, понимает студент, это слепок с человека. Каков человек, такова и политика. А сущность человека амбивалентна. Все, что есть лучшее и худшее в человеке обнаруживается и в политике. И все это гениально раскрывает в своих трагедиях и комедиях знаток человеческой природы – Шекспир.

 

Семинар 5. Политические элиты и лидеры

План.

1 Определения и типологии элит. Теории элитизма

2 Определения и типологии лидерства. Теории лидерства

3 Политические лидеры современной России

 

 

Методические советы

В начале первого вопроса надо рассмотреть учения В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса, а затем современные элитистские теории.

Второй вопрос предполагает выяснение основных трактовок политического лидерства, теорией и типологий. Особое внимание следует обратить на способы рекрутирования политических лидеров и элит.

Третий вопрос предполагает подготовку социально-психологических портретов лидеров современной России, с учетом полученных знаний по предшествующим вопросам.

 

Контрольные вопросы

Логические задания и проблемные вопросы:

 

1. Почему для общества необходима циркуляция элит?

 

2. Каким образом элитарность сочетается с демократией? Не противоречат ли они друг другу?

 

3. Что Вы можете сказать о элите и контрэлите в современной России?

 

4. Приведите исторические примеры харизматических лидеров.

 

5. Назовите трех, на Ваш взгляд, самых ярких лидеров XXвека.

 

6. Великий французский полководец сказал: «Армия ослов, управляемая львом, все равно сильнее, чем армия львов, управляемая ослом». Чьи это слова?

 

7. Каковы способы рекрутирования политических лидеров и элит?

 

8. Американская исследовательница М. Херманн предложила следующие типы политических лидеров: лидер – знаменосец; лидер – торговец; лидер – служитель; лидер – пожарник; лидер – марионетка. «Примерьте» эти типологии на политических лидеров современной России.

 

 

Дискуссии:

Дискуссия №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: