Рынок (узкое понимание) – механизм обмена, который позволяет посредством цен согласовывать действия экономически обособленных субъектов хозяйствования; (широкое) – саморегулирующаяся система движения благ и услуг в форме товаров и денег в масштабах всего общественного воспроизводства и на всех уровнях экономической системы.
Условия возникновения:
· Регулярность обмена
· Общественное разделение труда
· Экономическая обособленность (независимость и самостоятельность в принятии хозяйственных решений)
Функции:
· Саморегулирование (через спрос-предложение)
· Стимулирующая (побуждение к деловой активности)
· Информационная (обеспечение информацией о состоянии экономической конъюнктуры)
· Санирующая (освобождение от неконкурентноспособных фирм)
· Дифференцирующая (обогащает и разоряет)
· Коммуникативная (возможность продавцам и покупателям найти друг друга)
· Распределительная
Структура рынка характеризует состав, соотношение и взаимосвязь его элементов:
ü Субъектная – состав участников рынка
Домашние хозяйства, фирмы, гос-во
ü Объектная - специфика объекта купли-продажи
Рынок благ – товары и услуги, рынок ресурсов – рынки труда, капитала, земли, предпринимательских способностей
Другие классификации рынка:
ü По географическому принципу: локальный, региональный, национальный и мировой
ü По хар-ру продаж: розничный, оптовый, экспортный, импортный
ü По степени насыщения товарами: дефицитный, равновесный, избыточный
ü По соответствию действующему законодательству: легальный и нелегальный
ü По степени рыночной власти: рынок совершенной и несовершенной конкуренции
Рыночная инфраструктура – совокупность законодательно-правовых актов, а также система учреждений и организаций, обеспечивающих нормальный режим функционирования рынка.
Основные функции:
1) Создание благоприятных условий для оперативного и эффективного осуществления денежных операций
2) Информационное обеспечение сделок
3) Юридический и экономический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики.
Общая инфраструктура. Основные элементы:
· Биржи
· Налоговая система и инспекции
· Кредитно-денежная система и коммерческие банки
· Таможенная система
· Система страхования и страховые компании
· Рекламные агентства и др.
Частная инфрастр уктура – функционирование рынка конкретного вида.
8) Понятие и виды конкуренции.
Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
формы конкуренции:
1.Совершенная конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;- возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;- хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.
2.Несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной конкуренции она ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. - монополия:
а) единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуга);б) нет близких продуктов-заменителей
в) диктуемая цена г) вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
- монополистическая конкуренция:
а) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;
б) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
в) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию;
г) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
д) тип продукта дифференцированный;
е) неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
- олигополия:а) наличие нескольких фирм;б) тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);в) контроль над ценой;г) наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;д) типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.