Понятие, условия возникновения и функции рынка. Структура и инфраструктура рынка»

Рынок (узкое понимание) – механизм обмена, который позволяет посредством цен согласовывать действия экономически обособленных субъектов хозяйствования; (широкое) – саморегулирующаяся система движения благ и услуг в форме товаров и денег в масштабах всего общественного воспроизводства и на всех уровнях экономической системы.

Условия возникновения:

· Регулярность обмена

· Общественное разделение труда

· Экономическая обособленность (независимость и самостоятельность в принятии хозяйственных решений)

Функции:

· Саморегулирование (через спрос-предложение)

· Стимулирующая (побуждение к деловой активности)

· Информационная (обеспечение информацией о состоянии экономической конъюнктуры)

· Санирующая (освобождение от неконкурентноспособных фирм)

· Дифференцирующая (обогащает и разоряет)

· Коммуникативная (возможность продавцам и покупателям найти друг друга)

· Распределительная

Структура рынка характеризует состав, соотношение и взаимосвязь его элементов:

ü Субъектная – состав участников рынка

Домашние хозяйства, фирмы, гос-во

ü Объектная - специфика объекта купли-продажи

Рынок благ – товары и услуги, рынок ресурсов – рынки труда, капитала, земли, предпринимательских способностей

Другие классификации рынка:

ü По географическому принципу: локальный, региональный, национальный и мировой

ü По хар-ру продаж: розничный, оптовый, экспортный, импортный

ü По степени насыщения товарами: дефицитный, равновесный, избыточный

ü По соответствию действующему законодательству: легальный и нелегальный

ü По степени рыночной власти: рынок совершенной и несовершенной конкуренции

Рыночная инфраструктура – совокупность законодательно-правовых актов, а также система учреждений и организаций, обеспечивающих нормальный режим функционирования рынка.

Основные функции:

1) Создание благоприятных условий для оперативного и эффективного осуществления денежных операций

2) Информационное обеспечение сделок

3) Юридический и экономический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики.

Общая инфраструктура. Основные элементы:

· Биржи

· Налоговая система и инспекции

· Кредитно-денежная система и коммерческие банки

· Таможенная система

· Система страхования и страховые компании

· Рекламные агентства и др.

Частная инфрастр уктура – функционирование рынка конкретного вида.

 

 

8) Понятие и виды конкуренции.

Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия произ­водства, купли и продажи товаров.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях произ­водства, из-за выгодного приложения капитала, перераспре­деления прибыли.

формы конкуренции:

1.Совершенная конкуренция - это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

-  наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;- возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам;- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм;- хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

2.Несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной конкуренции она ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции. - моно­полия:

а) единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуга);б) нет близких продуктов-заменителей

в) диктуемая цена г) вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

моно­полистическая конкуренция:

а) существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

б) продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и различающимися условиями их продажи;

в) экономическое соперничество влечет за собой и цено­вую и неценовую конкуренцию;

г) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде;

д) тип продукта дифференцированный;

е) неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

олигополия:а) наличие нескольких фирм;б) тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный);в) контроль над ценой;г) наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;д) типична неценовая конкуренция, особенно при диффе­ренциации цен.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: