Изучение дисциплины предполагает проработку студентом теоретического материала и выполнение самостоятельной письменной работы по одной из предложенных тем.
Цель письменной работы – более глубокое изучение конкретной темы, осмысление проблем и тенденций их решения в данной области изучаемой дисциплины.
1. Подготовка рефератов по следующим темам:
1.1.Проблемы развития и организации туристских путешествий
1.2.Проблемы и перспективы развития туризма в России.
1.3. Проблемы и перспективы развития туризма в Приморском крае.
1.4. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Приморском крае.
1.5.Проблемы и перспективы развития въездного туризма в Приморском крае
1.6. Современное состояние развития спортивного туризма в Приморском крае
1.7. Современное состояние развития экологического туризма в Приморском крае
1.8 Современное состояние развития социального туризма в Приморском крае
1.9. Современное состояние развития сельского туризма в Приморском крае.
1.10. Современное состояние развития приключенческое развития в Приморском крае
1.11. Современное состояние развития лечебно-оздоровительного туризма в Приморском крае
1.12. Современное состояние развития делового туризма в Приморском крае
1.13. Современное состояние развития организованного туризма в Приморском крае
1.14. Современное состояние развития приключенческого туризма в Приморском крае
1.15. Современное состояние развития познавательного туризма в Приморском крае.
1.16. Современное состояние развития международного туризма в Приморском крае.
1.17. Современное состояние туристского рынка Приморского края.
После выбора темы студенту рекомендуется ознакомиться с «Содержанием курса», изложенным выше и перечнем рекомендуемой литературы. С подбора литературы начинается выполнение самостоятельной работы.
Для организации работы студенты получают заранее вопросы и задания, требующие внеаудиторной подготовки, список источников, а также методические указания по выполнению заданий. Формы проверки: опрос на занятии (сообщение, дополнение к основному сообщению).
2. Изучение законодательных актов в профессиональной сфере.
Для самостоятельного изучения по дисциплине выносятся следующие законы, регулирующие развитие туризма:
Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. N12-ФЗ).
Федеральный Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Этапы выполнения заданий.
1. Получение задания с указанием источников информации (1-2 учебные недели).
2. Выполнение заданий (3-10 учебные недели).
3. Отчёт на консультации (3-15 учебные недели).
Формы представления материала:
а) текст ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»;
б) терминологический словарь, составленный на основе текста ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».
Формы контроля – опрос, проверка терминологического словаря.
Примечание. Терминологический словарь должен включать 2 части. В первой части следует дать определение следующим понятиям: туризм, турист, туристская деятельность, внутренний туризм, международный туризм, выездной туризм, въездной туризм, социальный туризм, самодеятельный туризм, туристские ресурсы, туристская индустрия, туристский продукт, экскурсант, экскурсовод, гид-переводчик, инструктор-проводник, туристская путёвка, туроператорская деятельность, турагентская деятельность.
Во второй части терминологического словаря нужно, используя текст ФЗ, дать ответы и разъяснения на следующие вопросы:
1.Когда был принят ФЗ «Об основах туристской деятельности»;
2.Формирование туристского продукта;
3. Реализация туристского продукта;
4. Принципы государственного регулирования туристской деятельности;
5. Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности;
6. Условия осуществления туроператорской деятельности;
7. Права и обязанности туриста;
8.На каких условиях осуществляется реализация туристского продукта;
9.Существенные условия Договора между туроператором и туристом;
10. Порядок удовлетворения претензий туриста к качеству туристского продукта;
11. Что понимается под безопасностью туриста;
12. Какую информацию обязаны предоставить туристские компании туристу;
13. В каких случаях туристкие компании и экскурсионные бюро обязаны использовать на маршрутах инструкторов-проводников;
14. Какие гарантии обеспечивают туристу договор страхования или банковская гарантия;
15. Какие учреждения выступают страховщиками по договору страхования ответственности туроператора и гарантом банковской гарантии;
16. Размер финансового обеспечения (страховой ответственности туроператора или банковской гарантии);
17. Основания для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператор (либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии).
Изучение разделов дисциплины, вынесенных за рамки аудиторной работы и предназначенные для самостоятельного освоения с последующим отчётом на консультации.
Для самостоятельного изучения по дисциплине «Основы туризма» выносятся следующие темы:
1. История развития туризма.
2. Международные организации в туризме
3. Международная классификация средств размещения.
4. Классификация средств транспорта, используемых в туризме.
5. Безопасность туризма.
6. Туризм и охрана окружающей среды
7. Туристская индустрия
8. Туристские услуги, работы, товары.
9. Теория туристского продукта
Методические указания по выполнению тем.
18. Получение задания (1-2 учебные недели).
19. Выполнение и оформление задания (3-15 учебные недели).
20. Консультации по выполнению работы (еженедельно по графику консультаций).
21. Отчёт на консультации (3-15 учебные недели). Отчёт предоставляется в форме: конспекта, опроса.
Вопросы к зачету
1. Сущность и значение рекреации. Туризм как часть рекреации.
2. Системный подход к определению туризма. Основные характеристики туризма.
3. Категории (типы) туризма.
4. Классификации туризма.
5. Функции туризма.
6. Туристский рынок и его структура.
7. Свойства туристского рынка.
8. Виды туристских рынков.
9. Основные виды мотивов в туризме Факторы туристской мотивации.
10. Туристский спрос и его сущность.
11. Основные черты и тенденции развития туристского спроса.
12. Изучение туристского спроса.
13. Сегментирование туристского спроса.
14. Критерии сегментирования туристского спроса.
15. Туристские приоритеты разных сегментов туристского спроса.
16. Сущность понятия «рекреационно-географическое положение». РГП как фактор развития туризма.
17. Природные факторы развития туризма.
18. Культурно-исторические факторы развития туризма.
19. Политические факторы развития туризма.
20. Социально-экономические и демографические факторы развития туризма.
21. Научно-технический прогресс как фактор развития туризма.
22. Понятие «туристские ресурсы», структура туристских ресурсов.
23. Понятие «рекреационные ресурсы». Структура рекреационных ресурсов.
24. Путешествия и условия их осуществления в Древнем мире.
25. Основные мотивы и виды путешествий в Древнем мире.
26. Условия развития путешествий в средние века. Основные виды путешествий в это время.
27. Условия развития путешествий в эпоху великих географических открытий; основные мотивы и виды путешествий.
28. Гранд-Тур.
29. Условия развития туризма с середины ХIX века.
30. Томас Кук и его вклад в развитие туризма.
31. Развитие туризма в ХХ веке. «Туристский бум и его причины».
32. Путешествия в допетровской России: условия осуществления, мотивы, виды путешествий.
33. Вклад Петра Великого в историю развития отечественного туризма.
34. Общественные организации и их роль в развитии российского туризма. Крымский и Кавказский горные клубы.
35. Организация и деятельность Российского общества велосипедистов-туристов.
36. Советский период развития отечественного туризма.
37. Постсоветский период развития туризма (начало 1990-х гг.). Формирование законодательных основ развития российского туризма.
38. Международный туризм как форма международных экономических связей.
39. Динамика развития международных туристских поездок в ХХ-ХХI вв.
40. Проблемы глобализации в туризме.
41. Всемирная туристская организация (UNWTO). История формирования, цели, членство в организации.
42. Международные проекты UNWTO.
43. Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Деятельность ЮНЕСКО по охране природного и культурного наследия человечества.
44. Универсальные международные туристские организации.
45. Специализированные международные туристские организации.
46. Региональные туристские организации.
47. Российский союз туриндустрии (РСТ), цели, задачи, структура.
48. Понятие «туристская индустрия». Специфика и состав туристской индустрии.
49. Туроператорская деятельность. Функции туроператора.
50. Классификация туроператоров.
51. Условия осуществления туроператорской деятельности в России. Единый федеральный реестр туроператоров.
52. Турагентская деятельность. Классификация турагентских компаний.
53. Агентское соглашение. Функции и технология работы туристских агентств.
54. Туристский продукт. Виды туристского продукта.
55. Виды и структура туров.
56. Этапы проектирования туристского продукта.
57. Государственные стандарты в туризме.
58. Виды транспортного обеспечения в туризме.
59. Классификация средств транспорта, используемых в туризме.
60.Значение и место средств размещения в туризме.
61. Международная классификация средств размещения.
62.Значение предприятий питания в туризме.
63. Значение экскурсионного обслуживания в туризме.
64. Экскурсионное бюро как предприятие туристской индустрии. Виды экскурсионных бюро.
65. Учреждения сферы досуга и развлечений, их роль в туризме.
66. Тематические парки мира, их роль в туризме.
67. Проблема безопасности в туризме. Международные документы по проблемам безопасности туризма.
68. Факторы риска в туризме.
69. Страхование в туризме. Сущность и виды страхования в туризме.
70. Особенности развития международного туризма в Приморском крае.