Тема 3. Образование единого Российского государства: XVI–XVII вв

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет

 

Кафедра отечественной истории

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие

Для студентов заочной формы обучения

 

 

Кострома

КГТУ

2008

 

УДК 947

 

Отечественная история: учебно-методическое пособие / сост.Т.В. Белова. – Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та, 2008. – 15 с.  

 

Предназначено студентам вузов заочной формы обучения для самостоятельной работы по изучению дисциплины.

Пособие содержит программу курса «Отечественная история», вопросы для собеседования, списки основной литературы по темам. 

 

 

Рецензент: декан исторического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова,

д-р ист. наук А.М. Белов

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета.

 

 

 

 

 
© Костромской государственный технологический университет, 2008

 

Введение

 

«Historia magistra vitae est» (история – наставница жизни) – этот латинский афоризм как нельзя лучше характеризует непреходящее значение исторической науки. Именно знание истории прошлого своего народа и человечества в целом – непременное условие формирования подлинно научного мировоззрения современного человека.

Роль исторической науки в наши дни особенно велика. Очевидно, что корни многих современных событий и явлений уходят в былые времена. Прошлое не исчезает, а продолжает жить во многих сферах социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта поможет избежать различных бед и потрясений в настоящем и будущем.

Русская история охватывает период, равный почти 12 столетиям, от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины до наших дней. Ее главными вехами являются образование и расцвет древнерусского государства – Киевская Русь, образование Московского государства в XIV–XVI  вв., создание огромной Российской империи, образование Советского государства и, наконец, становление современной России.

Расширение гуманитарной составляющей в учебном процессе предъявляет новые требования к изучению отечественной истории. В частности, для студентов заочной формы обучения особое значение приобретает выработка самостоятельного подхода к работе над учебной и научной литературой.

Для конспектирования лекционного материала целесообразно использовать специальные тетради. Добросовестный конспект лекций представляет своеобразный каркас конструкций, который должен «обрасти лесами знаний», почерпнутых из работ, рекомендованных преподавателем.

Логичный вопрос: какой учебник является наиболее оптимальным, какой точки зрения следует придерживаться, если встречаются различные трактовки рассматриваемых событий? Ответы на эти вопросы не могут быть сами по себе однозначными. Чтобы помочь студентам сориентироваться в море фактов и суждений кафедра отечественной истории КГТУ выпустила курс лекций по истории России в двух частях, который имеется в библиотеке КГТУ («История России IX–XIX вв.» и «История России XX–начало XXI в.» под редакцией Т.В. Беловой).

Рекомендуем обратить внимание на изучение неизвестных терминов и понятий. С этой целью следует привлекать разнообразную справочную литературу: «Большую советскую энциклопедию», «Российский энциклопедический словарь», энциклопедический словарь «Отечественная история» и др. Помогут в выборе литературы сотрудники университетской библиотеки. В читальном зале имеются разнообразные журналы гуманитарного профиля: «Вопросы истории», «Отечественная история», «Родина», «Военно-исторический журнал» и др.

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Тема 1. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы   

        и источники изучения истории

 

       Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

Тема 2. Этапы становления российской государственности.

         Русь в IX–XV вв.   

 

Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития России. Общественный идеал у восточных славян и его реализация.

Проблема политико-культурного влияния Скандинавии и Византии на Древнюю Русь. Древнерусское государство: условия и формы личной и политической свободы. Династия Рюриковичей в русской истории. Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России. Личность и судьба Владимира Крестителя.

Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. Первые кодексы законов:  Русская Правда, «Правда Ярославичей». Начало феодальной раздробленности на Руси: образование самостоятельных княжеств.

Русь и Великая Степь: период изоляции или выбора между Востоком и Западом. Русь под игом Золотой Орды. Исторические источники о сущности и последствиях монголо-татарского ига. Дискуссии по этой проблеме: от В. Соловьева до Л. Гумилева.

Новгородская республика, Псковская республика: политический строй и общественная организация, экономика и культура.

Ликвидация угрозы русской государственности со стороны западно-европейских феодалов, победа на Неве и Чудском озере. Возвышение  северо-восточной Руси как центра собирания русских земель в единое государство. Складывание сословной системы организации общества.

Правление Ивана III. Конец Ордынского ига. Территориальный рост российского государства. Усиление экономических связей между русскими землями. Развитие вотчинного и поместного землевладения. Судебник 1497 г. – начало юридического оформления крепостного права в России. Русская православная церковь.

 



Тема 3. Образование единого Российского государства: XVI–XVII вв. 

 

Социально-экономическое развитие России в XVI в. – укрепление феодально-крепостнических порядков. Завершение объединения русских земель. Правление Василия III – ликвидация удельно-княжеской системы на Руси. Внешняя политика России в первой трети XVI в. Борьба за утверждение единодержавия на Руси.

Приход к власти Ивана IV Грозного. Реформы 50-х гг. XVI в. Причины их свертывания. Вхождение народов Поволжья в состав Российского государства. Ливонская война. Итоги внешней политики России во второй половине XVI в.

Опричнина и ее последствия для Российского государства. Российское самодержавие как специфическая форма политико-правового и государственного режима. Развитие русской культуры в XIV–XVI вв.

От позднего средневековья к новому времени – Россия в XVII в. Смутное время: его причины, сущность и формы проявления. Проблема исторического развития. Итоги смутного времени.

Характер и направление развития государственной власти в XVII в. Особенность российской сословно-представительной монархии. Усиление власти московских царей при Михаиле и Алексее Романовых. Взаимоотношения светской и духовной властей. Усложнение социальной структуры общества как характерная часть эпохи.

Церковная реформа и ее последствия для духовной жизни и культурного развития страны. Никонианство как духовная основа прозападных преобразований в России.

Традиции и новации в культуре Московской Руси в XVII в.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: