Между государственной и общественной экологической экспертизами имеется два существенных различия

Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной а государственная – обязательной.

Второе различие связано юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.

В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.

 

 

Понятие, виды и задачи экологического контроля и надзора.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности установленных требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Целями проведения контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) являются:

- обеспечение исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

- соблюдение требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

- обеспечение экологической безопасности.

 

ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 64 ч. 2) предусматривает следующие виды экологического контроля:

 

1) государственный;

2) производственный;

3) общественный.

 

Данные виды контроля имеют общую цель– обеспечение рационального использования природных ресурсов и качества окружающей природной среды. В то же время они различаются по субъектам, их осуществляющим, пределам действия, методам проведения.

Государственный экологический контроль является основным и обязательным видом экологического контроля. Он распространяется на деятельность всех государственных органов и организаций независимо от их подчиненности, а также на граждан. Иными словами носит надведомственный характер.

Его основной задачей является предупреждение и пресечение правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды.

Производственный контроль — это непосредственная деятельность руководителя хозяйствующего субъекта или уполномоченного им лица по управлению воздействием на окружающую среду. Структура данной главы построена таким образом, что производственный контроль рассматривается перед муниципальным контролем. На наш взгляд, логичнее было бы рассмотреть производственный контроль после муниципального контроля.

Производственный контроль осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности самостоятельно. Это единственный из всех видов контроля, когда субъект сочетает в себе функции по природопользованию и контролю. Кроме того, за неисполнение обязанности по организации производственного контроля собственной деятельности, субъект может быть привлечен к ответственности.

Можно выделить две основные цели производственного экологического контроля:

-обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

- соблюдение требований, установленных законодательством, в области охраны окружающей среды.

К основным задачам производственного экологического контроля относятся:

- постоянный контроль за технологией производства работ;

- минимизация воздействия на окружающую среду;

- повышение эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов (сбережение, использование вторичных и нетрадиционных ресурсов, повторное использование);

- организация и обеспечение деятельности по предупреждению экологических аварий и аварийных ситуаций и деятельности в условиях экологических аварий;

- ведение экологической документации предприятия, в том числе экологических паспортов;

- своевременное предоставление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга;

- экологическое информирование и образование персонала.

Общественный экологический контроль может осуществляться профсоюзами, иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Данный вид экологического контроля распространяется как на государственные органы, их должностные лица, в том числе органы, на которых возложено выполнение природоохранных функций, так и на предпринимательские структуры и граждан.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: