Социальные основания и функции массовой культуры

Популярность и востребованность продуктов массовой культуры широкими слоями населения объясняется тем, что она выполняет прежде всего функцию развлекательную. Жизнь человека в постиндустриальном обществе чрезвычайно динамична, и ее высокий темп жизни не оставляет нам ни времени, ни сил на приобщение к духовным вершинам, а массовая культура таких усилий не требует.

Людям необходимо средство, снимающее нервно-психологическое напряжение от огромного количества информации, дающее возможность «отдохнуть» от груза социальной ответственности, часто весьма тяжкого, учитывая технические возможности и социальные последствия принятия ответственных решений. А в массовой культуре структура бытия задается человеку как набор стандартных ситуаций, где все уже выбрано и все известно наперед, как счастливый конец любой трогательной истории.

Наряду с развлекательной, необходимо упомянуть и функцию иллюзорно-компенсаторскую, которая заключается в приобщении человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Читая роман или просматривая фильм, человек эмоционально переживает все происходящее в романе или на экране так, как если бы это происходило с ним на самом деле, это связано со спецификой эмоционально-образного восприятия и свойствами человеческого воображения.

Современному человеку приходится много и напряженно работать, его жизнь не богата яркими событиями, приключениями, и недостаток этого он, подчас неосознанно, пытается компенсировать, эмоционально переживая захватывающие приключения и головокружительные любовные интриги, которые в изобилии предлагает ему массовая культура. Не случайно Голливуд был назван «фабрикой грез». В рамках популярных развлекательных жанров – мелодрам, вестернов – создаются упрощенные «версии жизни» с неизменным «хеппи эндом», ориентированные не на реальные, а на искусственно создаваемые образы, отчуждающие людей от реальной жизни. На другом полюсе развлекательных жанров так называемая шок-продукция с элементами ужасного и жестокого: боевики, триллеры, романы- и фильмы-катастрофы и т. п.

Почему публика так увлекается кровавыми зрелищами, землетрясениями, пожарами, погибающими кораблями или чудовищными акулами? С одной стороны, исследователи связывают это с эффектом психической релаксации, своеобразной формой «выпускания пара», социально приемлемым выплеском агрессивности. С другой стороны, популярность подобных сюжетов объясняют тем, что, переживая вымышленные ужасы, люди дают выход собственным страхам, аккумулирующим чувства растерянности, неуверенности, неустойчивости, переживаемые современным человеком, ощущающим ненадежность и иррациональность бытия, ненадежность самой цивилизации, которая может в любую минуту самоуничтожиться – просто в силу необратимости ею же порожденных процессов. Прививка ужасом является своеобразной анестезией, притупляющей реакцию на жестокость, террор, насилие, существующие в реальной жизни и представляющие потенциальную угрозу для каждого.

То есть феномен массовой культуры не исчерпывается проблемой стандартизированного, конвейерного искусства, адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, ее функции весьма разнообразны и напрямую связаны с социальной реальностью.

При этом надо учитывать, что массовая культура не исчерпывается индустрией развлекательного досуга и навязчивой рекламой, она включает в себя, например, индустрию оздоровительного досуга (спортивный туризм, массовое физкультурное движение, курортная индустрия и т. п.), индустрию интеллектуального и эстетического досуга («культурный» туризм, художественная самодеятельность, интеллектуальные игры и викторины, научно-просветительские объединения и т. п.), а также популярные собрания специальных знаний: словари, справочники, энциклопедии, электронные и иные банки информации, рассчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей. Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ и, помимо вышеназванных функций, фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации личности.

Модернизация, интенсификация всех сторон современной социальной жизни привели к тому, что современные знания, культурные образцы и смыслы вырабатываются в высокоспециализированных областях культуры. Для основной массы людей языки этих областей культуры – научной, художественной, политической – почти недоступны для понимания, потому что современный человек, даже будучи очень образованным, является обычно специалистом в какой-то одной области. Обществу требуется система средств по смысловой адаптации, «переводу» транслируемой информации на уровень обыденного понимания неподготовленных людей. Одним из основных признаков массовой культуры является целенаправленность сведения сложных смыслов к упрощенным, «растолковывания» специализированной информации массовому потребителю.

Массовая культура формируется под воздействием общественного бытия и, в свою очередь, влияет на это бытие; с одной стороны, формирует своего потребителя, с другой стороны, формируется под влиянием его потребностей. Массовая культура – это сейсмограф, который чутко реагирует на процессы, происходящие в обществе, поэтому она, как явление сложное, многоаспектное, не случайно привлекает к себе пристальное внимание многочисленных исследователей, сферой познавательных интересов которых являются человек и общество.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: