Соединительные слова
Причина и следствие. Иногда автор дает предупреждение, а затем рассказывает, какие будут последствия, если это предупреждение не будет принято во внимание. Или же иногда он описывает условие, а затем дает результаты выполнения этого условия.
Сравнение и сопоставление. Сопоставление ассоциируется с противопоставлением. Соединительное слово «но» зачастую вводит противопоставление.
Вопросы и ответы. Всегда обращайте особое внимание на использование вопросов. Автор может использовать вопросы для того, чтобы обозначить проблему или подвести итог проблеме.
Глаголы – они описывают, какие действия имеют место. Глаголы помогают, в частности, потому, что описывают ход действия в отрывке. Обращайте внимание, в каком времени используются глаголы: настоящем, прошедшем или будущем.
Цель или результат
Приказы. Обращайте внимание на результаты их исполнения и неисполнения.
Обещания. Отмечайте, есть ли какие-либо условия выполнения обещания.
Повторения
Образная речь
II. ТОЛКОВАНИЕ
· Это попытка установить авторский замысел, который должен был увидеть в прочитанном первый читатель
· Не перескакивайте слишком быстро к толкованию. Вначале убедитесь в том, что вы достигли тщательного толкования отрывка.
· Продолжайте задавать вопросы. В случае посланий наибольшая польза будет от вопросов типа: «Что он под этим подразумевает?» или «Почему он выразил это таким образом?» Основные вопросы к повествовательной части звучат, к примеру, так: «Какую идею иллюстрируют эти события?»
· Проверьте КОНТЕКСТ – что следует до и после данного отрывка.
· Определяйте значение слов – пользуйтесь словарем, библейским словарем или толковыми словарями
· Сравнивайте разные переводы и перефразирования текстов Библии
· Подведите итоги вашего толкования в сопоставлении с главной идеей послания.
III. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
· Выявите взаимосвязи с соседними абзацами
· Определите взаимосвязь с целью всей книги
· Определите взаимосвязи с другими отрывками Писания
· Используйте для выявления взаимосвязей другие источники, такие как комментарии и труды по теологии
IV. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
· Задайте себе эти и другие подобные вопросы
1. Чему учит отрывок о Боге Отце? Иисусе Христе? Святом Духе? Христианской жизни, и т.д.?
2. Что я узнаю о своем отношении и эмоциях? Надо ли что-нибудь менять в этом плане?
3. Какие действия мне следует предпринять или что надо менять в моих действиях?
4. Надо ли мне следовать какому-то поступку? Какому поступку не надо следовать?
5. Есть ли за мной грех, в котором мне надо исповедаться?
6. Какие конкретные обещания даны мне здесь Богом?
7. Является ли данный отрывок заповедью или постановлением для всех христиан, или же он иллюстрирует правило или принцип?
· Проводите как можно больше времени в размышлении над результатами вашего исследования и в процессе самого исследования.
· Размышление над Писанием можно уподобить «пережевыванию» (вспомните корову, жующую и пережевывающую свою пищу). Время размышления обновляет наш ум; мы начинаем усваивать истину Божью, и наши взаимоотношения с Богом углубляются.
· Старайтесь записывать ваши рассуждения. В последствии они помогут вам для составления проповеди, да и в освежении памяти при повторном изучении данного отрывка. Могу порекомендовать или вести дневник изучения Библии, куда каждый день заносить заметки, краткие комментарии к изученному месту. Но более эффективный, на мой взгляд, метод хранения информации можно обеспечить следующим образом. Если у вас есть компьютер, то создайте несколько папок для файлов с названиями исследуемых тем («спасение», «восхищение Церкви», и т.д.), или же приготовьте несколько больших почтовых конвертов, надписав на них тему. При изучении Библии, чтении христианской литературы, слушании проповеди или просто беседы делайте заметки, которые помещайте в конверт (файловую папку) с соответствующей темой. Через некоторое время при исследовании той или иной темы, или при проповедовании, Вам достаточно будет открыть конверт и просмотреть, систематизировав, накопленную информацию. Это будет хорошей помощью для вас.