Милость и благодать Бога

 

В Библии говорится, что, обсуждая весть спасения, мы должны принять божественную природу святой и справедливой. Однако это в равной степени открывает благую по своей сути природу Бога. В Ветхом Завете непрерывно говорится о том, что Господь благ и что Он творит только благие вещи. Псалмопевец призывает нас «вкусить и увидеть, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Он поет: «Благ Господь» (Пс. 99:5), и он говорит Господу: «Благ и благодетелен Ты!» (Пс. 118:68). Слово «благой» - наиболее всесторонний термин, используемый во время хвалы и провозглашения превосходства кого-нибудь. Когда он применяется по отношению к Богу, под этим подразумевается полное совершенство этого качества в Нем. В Нем нет ничего, что могло бы сделать Его «неблагим». Поэтому искупительная работа выражает Его благость, как, очевидно, и то, что в Библии говорится о том, что Он не хочет, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2-е Пет. 3:9).

Благость Бога, которая удержала Его от справедливого суда и побудила спасать потерянное человечество, выражается в нескольких ключевых идеях (несмотря на то, что они чаще всего не проявляются в отношении эмоциональных качеств Бога). В Библии ясно говорится о Его терпении, долготерпении, снисходительности, и авторы Ветхого Завета наиболее часто выражают эту идею с помощью слова «многомилостивый». Основное слово в Новом Завете созвучно этому слову Ветхого Завета. Во Втором Послании Петра мы читаем о том, что Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб» (3:9). Петр говорит: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2-е Пет. 3:15). В Послании к Римлянам (2:4) Павел так же использует это слово, когда предупреждает тех, кто судит других, в то время как сами они поступают так же и пренебрегают «богатством благодати, кротости и долготерпения Божья».

Описывая Его милость, Библия открывает спасающую природу Бога. Милосердие – это не столько качество, сколько действие. Основная идея милости требует постановки условия, по которому получатель милости не требует никой заслуги со стороны источника милосердия. Если есть заслуга, то милосердие завершается. Главенствующее положение источника милости, однако, не ведет к покровительству. Бог сам смирил себя и стал одним из нас, это и стало окончательным выражением Его милости.

В Ветхом Завете есть следующее описание милосердия Бога, Его сострадания и доброты. Упоминая о том, что Бог сделал для Своего народа, Исайя говорит: «По любви Своей и благосердию Он искупил их» (Ис. 63:9). Давид сравнивает сострадание Господа с состраданием отца (Пс. 102:13). В Псалме 114:5 говорится: «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш».

В Новом Завете так же используется слово милость по отношению к действиям Бога. Но есть четыре места, которые мы можем рассмотреть особо, так как там говорится как о милости, так и спасении. Во-первых, в Евангелии от Луки в главе 1, где говорится об окончательном Божьем освобождении, слово «милость» встречается пять раз (ст. 50, 54, 58, 72, 78). В своей молитве, восхваляющей Бога, Мария несколько раз упоминает о милости Бога. В своем вдохновенном пророчестве Захария особо показывает связь между милостью и спасением. В первой строфе он говорит о грядущем спасении, которое будет похоже на исход евреев из Египта, и Он «сотворит милость с отцами нашими» (ст. 72). И тут же он говорит о «спасении в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего» (ст. 77–78).

Во-вторых, в Послании к Римлянам (11:28–32), по мере того как Павел делает заключение о месте Израиля в Божьем плане, он говорит о распространении Божьей милости на когда-то непослушных язычников, чтобы непокорные израильтяне получили милость. Павел говорит, что Бог лишил свободы все человечество за непослушание, чтобы они смогли понять, что спасение приходит по милости и не зависит от национальной принадлежности.

В-третьих, в Послании к Ефесянам Павел показывает нам спасающую Божью любовь, милость и благодать: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены» (Ефес. 2:4-5).

В-четвертых, в Послании к Титу (3:4–5) Павел говорит о милости Бога и спасении. Бог проявляет Свою доброту и любовь, когда спасает нас «не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости».

В притче о жестоком слуге в Евангелии от Матфея (18:23–34) мы встречаемся с новозаветным учением, в котором говорится о Божьей милости. Даже несмотря на то, что первый слуга был должен и мог уплатить свой долг, хозяин не пытался нещадно выбить из него эти деньги. Напротив, он благосклонно простил его. Бог поступил с нами таким же образом во Христе.

Другим путем, которым Бог являет нам Свою благость, является спасающая благодать. Для выражения этой мысли в Ветхом Завете наиболее часто употребляются выражения, типа «яви милость» или «будь милостив». Эти слова указывают на Божье покровительство, когда речь идет об освобождении от врагов (4-я Цар. 13:23; Пс. 6:3,8) или в отношении прощения грехов (Пс. 40:5; 50:3). Исаия говорит, что Господь жаждет проявить Свою милость к Своему народу (Ис. 30:18), но под этим не подразумевается личное спасение.

В Новом Завете слово «благодать», будучи незаслуженным даром, через который люди принимают спасение, прежде всего встречается в посланиях Павла. В Послании к Ефесянам (1:7) Павел пишет: «В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его», потому что «благодатью вы спасены» (Ефес. 2:5,8).

 

Божья любовь

 

Без преуменьшения значения Его терпения, милости и благодати в Библии Его желание спасти нас наиболее часто связывается с Его любовью. Например в Ветхом Завете, в 7–ой главе Второзакония, наше внимание обращается на любовь завета: «Не потому что вы были многочисленнее всех народов, принял вас и избрал вас... Но потому что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас... из дома рабства... И если вы будете слушать законы сии, и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя» (ст. 7–8, 12–13).

В главе искупления завета Господь говорит: «Любовью вечною Я возлюбил тебя, и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3). Несмотря на то, что народ Израиля отворачивался от Него и обращался к идолопоклонству, Бог возлюбил их вечною любовью.

Для того, чтобы выразить мысль о спасающей любви Бога, в Новом Завете используется греческое слово агапе, означающее жертвенную любовь, любовь, проявляемую не как проявление чувств, а как волевое решение. В Новом Завете очевидна сила и сердечность этого термина. «Бог есть любовь (агапе)» (1-е Иоан. 4:16), поэтому «Он послал Сына Своего единородного» (Иоан. 3:16), чтобы спасти человечество. Бог проявил Свою, незаслуженную людьми, любовь в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). В Новом Завете приводится вполне достаточно доказательств тому, что любовь Бога побудила Его спасти погибающее человечество. Поэтому все эти четыре качества Бога – терпение, милость, благодать и любовь – показывают Его благость в том, что он освободил нас.

Если Библия учит о том, что благость Бога побудила Его спасти потерянное человечество, то она также учит тому, что ничто извне не могло заставить Его поступить подобным образом. Источник искупления находится в Его свободной волеизъявляемой любви. На это указывает Моисей во Второзаконии (7:7–8), когда говорит, что Господь не выбирал Израиль из-за того, кем они были, а выбрал потому, что Он любил их и был верен Своему обещанию. Собственно характер Бога (то есть Его любовь и верность) выразился в том, что Он избрал и искупил этот народ, несмотря на их упорство (Втор. 9:6; 10:16).

В Послании к Галатам Павел говорит, что Христос «отдал Себя самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего». В день Пятидесятницы Петр проповедовал, что Иисус был предан смерти «по определенному совету и предведению Божью» (Деян. 2:23).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: