Аспекты спасающей работы Христа

 

1. Жертвоприношение

 

Хотя некоторые позиции уже были охвачены нами, мы должны рассмотреть более подробно несколько аспектов спасающей работы Христа. Ее описывают несколько различных слов, использованных в Библии. Читая Писания, никто не может опровергнуть тот факт, что жертвоприношение является сутью искупления как в Старом, так и в Новом Завете. Образы агнца (ягненка) или козленка, которых закалывали, и это действие, являвшееся частью ритуала очищения, пришли к нам еще со времен Пасхи (Исх. 12:1–13). Бог смотрел на пролитую кровь и «проходил мимо» тех, кого она защищала. Когда ветхозаветный верующий возлагал свои руки на жертву, то это действие являлось не просто отождествлением (то есть это - моя жертва); это было актом жертвенной замены (то есть это я приношу в жертву вместо себя).

Образ жертвы в Новом Завете четко указывает на Христа. Когда Иоанн Креститель увидел Его, то сказал о Нем следующие слова: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29). В 8–ой главе Книги Деяний Филипп использует пророчество, данное пророком Исаией о том, что Раба Божьего, «как овцу поведут на заклание» (Ис. 53:7), когда говорит о «благовествовании об Иисусе» (Деян. 8:35). Павел называет Христа «Пасха наш, заклан за нас» (1-е Кор. 5:7). Петр говорит, что мы искуплены «драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца» (1-е Пет. 1:19). Даже те, кто находился на небесах, прославили и поклонились льву из колена Иудина, как закланному Агнцу (Откр. 5).

С концепцией жертвоприношения связаны термины «умилостивления» и «искупления», с помощью которых дается ответ на вопрос: «К чему приводит жертва Христа?»

Библия избегает грубости, которую часто связывают со словом жертва в языческом ритуале. Господь – не злорадное и капризное божество, чья природа остается настолько непостижима, что никто не может сказать, как Он будет действовать. Но Его гнев реален. И Библия учит тому, что Бог с Его любовью, милостью и верностью Своим обетованиям предусмотрел путь для того, чтобы удовлетворить Свой гнев. По учению Нового Завета Бог не только предусмотрел путь, Он также стал этим путем. В Первом Послании Иоанна (4:10) говорится: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».

Может возникнуть следующий вопрос: если Он понес наказание за нашу вину, взяв Божий гнев на Себя и тем самым покрыв наш грех, перенес ли Он точно такое же наказание по виду и степени, которое постигло бы всех, за кого Он умер? В конце концов, Он был только один; нас – много. В данном случае нужно помнить, что мы не рассматриваем крест как какое-то чисто механическое событие или коммерческую сделку. Вопрос работы по спасению рассматривается на духовном уровне, и не существует никаких аналогий, которые полностью объяснили бы это.

Прежде всего, мы должны иметь в виду, что страдания по своей природе не являются вопросом математических вычислений или измерения веса. В некотором смысле, иметь сложнейший перелом одной руки – это как будто иметь перелом обеих рук. Во-вторых, мы должны напомнить самим себе о характере и природе человеческих страданий. Христос был совершенен в своей святости и поэтому не испытывал чувства личной вины или раскаяния, которое было бы у нас, если бы мы знали, что страдаем справедливо за наши грехи. Есть нечто героическое в поступке разбойника, который был распят на кресте, когда он бросил своему напарнику по преступлению болезненный упрек: «Или ты не боишься Бога, когда и ты сам же осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лук. 23:40–41). Совершенство Христа не умаляло Его страданий, а фактически, возможно, даже обострило их, поскольку Он знал, что Его страдания были незаслуженными. Его молитва о том, чтобы «чаша сия» миновала Его, не была жестом с Его стороны. Он знал, какие страдания Ему предстоит перенести. Не возникает никакого сомнения в том, что Он страдал воистину как Бог.

 

2. Примирение

 

В отличие от некоторых других библейских или богословских терминов, «примирение» является частью нашего повседневного словаря. Этот термин пришел к нам из социальной сферы. Разрушенные отношения с криком молят о примирении. В Новом Завете дается четкое учение о том, что работа спасения, которую совершил Христос, - это работа примирения. Своей смертью Он разрушил все барьеры между Богом и нами. Это слово использовано в Новом Завете каждый раз при ссылке на доктрину примирения (например, Деян. 6:14; 1-е Кор. 15:51–52). В Новом Завете эти слова прежде всего обращаются к Богу и к нам. Работа Христа по примирению возвращает нам обратно милость и благосклонность Бога.

Основные отрывки из Библии – это Послание к Римлянам (5:9–11) и Второе Послание к Коринфянам (5:16–21). В Послании к Римлянам Павел обращает внимание на нашу уверенность в спасении. В этих двух стихах он уверяет нас, что жертва Христа спасет нас от Божьего гнева (Рим. 5:9), и даже если мы были Ему врагами (Кол. 1:21–22), Его смерть все равно примирила нас с Богом. Поэтому мы имеем уверенность в нашем спасении на основании Его жизни (Рим. 5:10). Через Христа мы можем возрадоваться нашему примирению с Богом (5:11). Если в Послании к Римлянам упор делается на том, что Бог сделал «для нас» через Христа, то во Втором Послании к Коринфянам главное внимание уделяется Богу, Который выступает в роли верховного примирителя (ссылка на Кол. 1:19–20). Наше становление новым творением приходит от Бога, который «примирил нас с Собою в Иисусе Христе» (2-е Кор. 5:18) и «во Христе примирил с Собою мир» (5:19). В этих стихах подчеркивается то, что можно назвать активным примирением, то есть для того, чтобы примирение состоялось, оскорбленная сторона должна выступить в главной роли. До тех пор, пока оскорбленный человек не проявит готовность принять обидчика, не может идти и речи ни о каком примирении.

Обратите внимание на механизм примирения в человеческих взаимоотношениях, например, между мужем и женой. Если я согрешил против моей жены и этот грех привел к разрыву наших отношений, даже если бы я взял инициативу в свои руки и от искреннего сердца пришел бы для примирения с конфетами и цветами и на коленях просил бы жену о прощении, то для того, чтобы наши отношения восстановились, она должна была бы сначала простить меня в своем сердце. Поскольку именно ее отношение будет решающим в данной ситуации, она должна взять инициативу на себя. Через Христа Бог гарантирует нам, что Он взял инициативу в Свои руки. Он уже простил. Теперь мы должны Ему ответить и принять тот факт, что Бог разорвал сверху донизу завесу, которая отделяла нас от Него, и смело войти в Его прощающее присутствие. Это тот шаг, который должны сделать мы, принять то, что Бог сделал через Христа. До тех пор, пока не свершатся оба события, примирение не наступит.

 

3. Искупление

 

Для того, чтобы дать описание спасительной работы Христа, в Библии приводится сравнение с выкупом, или искуплением. Эта тема гораздо чаще появляется в Ветхом, чем в Новом Завете. То, что в Ветхом Завете эта тема появляется гораздо чаще, объясняется обрядами «искупления» как относительно людей, так и собственности (ссылки на Лев. 25; 27; Руфь 3 до 4). Сам Бог является Избавителем Своего народа (Ис. 41:14; 43:14), а они являются теми, кому необходимо искупление (Ис. 35:9; 62:12). Господь предусмотрел все для того, чтобы искупить первородных сыновей (Исх. 13:13–15). Он вывел Израиль из Египта (Исх. 6:6; Втор. 7:8; 13:5) и освободил их из плена (Иер. 31:11). Время от времени Бог искупает конкретного человека (Пс. 48:15; 70:23), или человек молится, чтобы Бог искупил его (Пс. 25:11; 68:18), однако работа искупления Бога прежде всего относится ко всему народу. В нескольких местах четко говорится о том, что искупление относится к нравственным проблемам. В псалме 129:8 говорится: «Он избавит Израиль от всех беззаконий его». Исаия пишет, что только «искупленный», «выкупленный» пойдет по дороге под названием «Путь Святости» (35:8–10). Далее он говорит, что «дочь Сиона назовется святым народом, искупленным от Господа» (62:11–12).

В Новом Завете Иисус является как Искупителем, так и «выкупом», а заблудшие грешники – это «искупленные». Он провозглашает, что пришел, «чтобы отдать душу Свою для искупления многих» (Мтф. 20:28; Марк. 10:45). Это искупление стало освобождением, произведенным через смерть Христа, которая спасла от карающего гнева святого Бога и заслуженного наказания за грех. Павел разделяет мнение о нашем оправдании и прощении грехов с искуплением, которые дал нам Христос (Рим. 3:24; Кол. 1:14). Он говорит, что Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1-е Кор. 1:30). Он также говорит, что Христос «предал Себя для искупления всех» (1-е Тим. 2:6). В Новом Завете ясно показано, что искупление было дано через Его кровь (Ефес. 1:7; Евр. 9:12; 1-е Пет. 1:18–19; Откр. 5:9), потому что кровь быков и козлов не могла уничтожить грех (Евр. 10:4). Христос выкупил нас (1-е Кор. 6:20; 7:23) для Бога, и ценой этого выкупа стала Его кровь (Откр. 5:9).

Поскольку под этими словами подразумевается избавление от бремени уплаты цены, появляется вопрос: от чего мы освобождены? Размышление над этим вопросом должно приводить нас в состояние великой радости! Христос освободил нас от справедливого Божьего суда, который мы заслужили сами своими грехами (Рим. 3:24–25). Он искупил нас от неизбежных последствий преступления Божьего закона, что стало причиной, по которой мы вызвали гнев Отца. Даже несмотря на то, что мы не соблюдаем всего, что требует закон, на нас больше не лежит проклятие. Христос принял это на Себя (Гал. 3:10–13). Его искупление стало нашей уверенностью в прощении грехов (Ефес. 1:7) и освобождает нас от них (Евр. 9:15). Предавая Себя за нас, Он искупил «нас от всякого беззакония» (Тит. 2:14), но не для того, чтобы использовать нас «поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13) или для «прикрытия зла» (1-е Пет. 2:16). Цель нашего искупления заключается в том, чтобы «очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).

Петр говорит, что «вы были искуплены от суетной жизни, преданной вам от отцов» (1-е Пет. 1:18). Мы не можем с уверенностью сказать, о ком здесь говорит Петр, когда он пишет об «отцах». О язычниках или евреях? Или о тех и других? Вероятно последнее, поскольку в Новом Завете о жизни язычников говорится как о бесполезной трате времени (Деян. 14:15; Рим. 1:21; Ефес. 4:17), с учетом бесполезности внешней красоты еврейской религии (Деян. 15:10; Гал 2:16; 5:1; Евр. 9:10,25–26; 10:3–4). В конце концов, мы также испытаем искупление от стона и боли этого века, когда наступит воскресение и нам откроется результат нашего усыновления Богом через искупительную работу Христа (Рим. 8:22–23).

В Новом Завете говорится о том, что Христос полностью заплатил цену выкупа и освободил нас. Его работа окончательна, и повторить ее невозможно.

 

Путь к спасению

 

По Своей бесконечной благости и справедливости Бог отправил Своего Единородного Сына на крест понести полное наказание за грехи, чтобы Он мог свободно и справедливо простить всех, кто приходит к Нему. Как это происходит в жизни человека? Размышления о применении работы Христа приводят нас к изучению того, что получило название «Путь к спасению». Этот термин, датированный 1737 годом, обязан своим появлением лютеранскому богослову Иакову Карпову, несмотря на то, что сама идея появилась задолго до него. Перед нами встает вопрос: какова последовательность (а не хронология), проходя через которую, человек переходит от состояния греха к полному спасению? Несмотря на то, что элементы этой последовательности можно обнаружить в Посланиях к Ефесянам (1:11–14) и Римлянам (8:28–30), где Павел перечисляет предвидение, предопределение, призвание, оправдание и прославление, нигде в Библии не приводится четкий список.

Давайте рассмотрим наиболее важные элементы «Пути к спасению».

Покаяние и вера – два жизненно важных элемента обращения. Под ними подразумевается полное изменение пути, по которому следовал человек, то есть покаяние и изменение, или вера.

Хотя покаяние само по себе без веры в Бога и Его принятия в жизнь не спасает, все равно человек не может читать Новый Завет и не осознавать упор, который делается в нем на покаянии. Бог «ныне повелевает людям всюду покаяться» (Деян. 17:30). Основная мысль в проповедях Иоанна Крестителя (Мтф. 3:2), Иисуса (Мтф. 4:17) и апостолов (Деян. 2:38) заключалась в следующем: «Покайтесь!» Все должны покаяться, поскольку все согрешили и лишены славы Божьей (Рим. 3:23).

Несмотря на то, что акт покаяния предполагает действие эмоций и интеллекта, первичным компонентом является воля. Задумаемся только над судьбами двух Иродов. В Евангелии от Марка перед нами предстает Ирод Антипа, безнравственный деспот, который заключил в тюрьму Иоанна за то, что тот осудил брак Ирода и жены его брата, хотя в то же самое время Ирод «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой» (Марк. 6:20). Очевидно, что Ирод верил в воскресение (6:16), то есть у него было некоторое богословское понимание. Едва ли можно себе представить, что Иоанн не предоставил ему возможности покаяться.

Перед Иродом Агриппой II Павел предстал с тем, во что верил сам царь, - пророчеством о Мессии, но он отказался от того, чтобы стать христианином (Деян. 26:28). Он отказался покаяться даже несмотря на то, что не отрицал истинность того, что говорил ему Павел о нем самом. Подобно блудному сыну, все должны сказать: «Встану, пойду к отцу моему» (Лук. 15:18).

Покаяние – первый шаг к спасению. При покаянии человек признает, что он – грешник и заслуживает наказания, что его грех разделяет его с Богом и лишает вечной жизни в Божьем Царстве. Покаяние означает, что человек понимает то, что он сам не может избавиться от своих грехов, и ему нужен Бог, Который может его простить и снять с него грехи.

Обращение означает «отвернуться от чего-либо», но оно также означает «повернуться к чему–либо». Когда мы верим и доверяемся Богу, мы поворачиваемся к Нему лицом.

В основе всех подобных библейских утверждений лежит следующий принцип: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Моисей связывал бунт израильского народа и неповиновение Богу с их нежеланием довериться Господу (Втор. 9:23–24). Неверность Израиля (Иер. 3:6–14) противопоставляется верности Бога (Втор. 7:9; Пс. 88:1–8; Ос. 2:2,5; ссылка на Ос. 2:20). Вера требует доверия. Человек может доверять или полагаться на Господа. Тот человек, который поступает так, благословен (Иер. 17:7). Мы радуемся, потому что мы доверяемся Его имени (Пс. 32:21) и Его неизменной любви (Пс. 12:5). Мы можем также «находить убежище в» Нем, что утверждает веру (Пс. 17:30; см. также Ис. 57:13).

Мы спасены благодатью через веру (Ефес. 2:8). Вера в Божьего Сына ведет к вечной жизни (Иоан. 3:16). Без веры мы не можем угодить Богу (Евр. 11:6). Поэтому вера – это уверенность, доверительное послушание Богу, она является чертой, присущей каждому истинному чаду Божьему. Она – источник нашей духовной жизненной силы (Гал. 2:20).

Когда мы отвечаем на призыв Бога и побуждение Духа и Слова, то Бог исполняет Свои независимые деяния, через которые мы входим в семью Его царства: Он возрождает мертвых во грехе; Он оправдывает тех, кто стоит в осуждении перед святым Богом, и Он принимает тех, кто когда–то были детьми врага. Несмотря на то, что в верующем человеке все это происходит одновременно, мы можем рассмотреть каждое из этих действий отдельно.

Возрождение – это решающее и мгновенное действие Святого Духа, когда Он обновляет внутреннюю природу человека. Несмотря на то, что в Ветхом Завете речь в основном идет об Израиле, в Библии используются различные образы для того, чтобы описать происходящее возрождение. Господь «возьмет из плоти их сердце каменное и даст им сердце плотяное» (Иез. 11:19). Бог говорит: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших.... И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам.... Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:25–27). Бог вложит Свой закон «во внутренность их и на сердцах их напишет его» (Иер. 31:33). Он обрежет их сердца, чтобы они смогли любить Его (Втор. 30:6).

В Новом Завете открывается образ нового творения (2-е Кор. 5:17) и обновления (Тит. 3:5), но наиболее часто встречается образ «рожденного свыше». Иисус говорил: «Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божья» (Иоан. 3:3). Апостол Петр заявляет, что через Божью великую милость Он «возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1-е Пет. 1:3). Эту работу совершает только Бог. Когда мы говорим о рождении свыше, мы говорим о полном изменении. Однако человеку все еще необходимо возрастать духовно. Возрождение является нашим началом познания Бога, Христа, Духа и изменения наших нравственных качеств.

Если возрождение изменяет нашу природу, оправдание изменяет наше положение перед Богом. Этот термин обозначает такое действие, в соответствии с которым, на основе бесконечно праведной и достаточной работы Христа на кресте, Бог объявляет, что осужденные грешники будут освобождены от всей вины за грех, от вечных последствий и что они будут всецело праведными перед Ним. Бог, который не переносит «оправдание нечестивого» (Пр. 17:15), основывает Свою справедливость на оправдании виновных, поскольку Христос уже понес полное наказание за грех (Рим. 3:21–26). И поэтому мы можем предстать перед Богом полностью оправданными.

Чтобы описать действие Бога по нашему оправданию, как в Ветхом Завете (Исх. 23:7; Втор. 25:1; 3-я Цар. 8:32; Прит. 17:15), так и в Новом Завете (Мтф. 12:37; Рим. 3:20; 8:33–34) использованные термины означают судебное разбирательство. Однако мы не должны понимать это как юридическую фикцию, согласно которой мы как будто праведны, тогда как фактически мы таковыми не являемся. Так как мы пребываем в Нем (Ефес. 1:4,7,11), Иисус Христос стал нашей праведностью (1-е Кор. 1:30). Бог засчитывает и относит Свою праведность на наш счет и вменяет ее нам.

В 4–ой главе Послания к Римлянам Павел приводит два примера из Ветхого Завета, чтобы доказать вменение нам праведности. Об Аврааме говорилось, что он «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Это произошло еще до того, как Авраам повиновался Богу и начал делать обрезание своим потомкам, что было особым знаком заключенного завета. Более того, Павел ссылается на псалом 31:2, в котором Давид провозглашает благословение тому человеку, «которому Господь не вменит греха» (4:9; см. также 2-е Кор. 5:19). Принимая в расчет праведность другого, не учитывая при этом добрые дела, сотворенного вполне достаточно. Но не обвинять человека, который ответствен за свои грехи и злые деяния, еще более славно. Оправдывая нас, Бог совершает как то, так и другое, милостиво и справедливо имея жертву, которой стал Христос.

Что можно сказать об оправдании, говоря о верующих? Две вещи в Библии показаны абсолютно ясно. Прежде всего, Он оправдывает нас не по нашим добрым делам. Фактически, «Христос напрасно умер» в том случае, если праведность переходит в послушание закону (Гал. 2:21). Любой человек, который старается жить праведной жизнью, повинуясь закону, попадает под действие проклятия (Гал. 3:10), «остается без Христа» и «отпадает от благодати» (Гал. 5:4). Всякий человек, который верит, что он или она более оправданы, чем остальные, после служения Господу в течение пяти или пятидесяти пяти лет, или же считает, что с помощью добрых дел он зарабатывает свое оправдание перед Богом, не понимает это библейское учение.

Во-вторых, в основе Евангелия лежит истина о том, что оправдание исходит от Божьей благодати (Рим. 3:24), дается через Кровь Христа, пролитую на кресте (Рим. 5:19), и принимается через веру (Ефес. 2:8). Очень часто, когда в Новом Завете упоминается тема оправдания, то вместе с ней всегда стоит тема веры (или верования) (Деян. 13:39; Рим. 3:26,28,30; 4:3,5; 5:1; Гал. 2:16; 3:8). Вера никогда не является основанием для оправдания. В Новом Завете нигде не говорится, что оправдание «за счет веры», но всегда «через(по) веру(е)». В Библии вера не расценивается как достойная похвалы, а скорее рассматривается в качестве простирающей руки, с помощью которой мы принимаем бесплатный Божий дар. Вера всегда была средством оправдания, даже для святых Ветхого Завета (Гал. 3:6–9).

Будучи оправданными по благодати через веру, мы испытываем и будем продолжать испытывать великую пользу. Мы «имеем мир с Богом» (Рим. 5:1) и сохранены «от Его гнева» (Рим. 5:9). Мы имеем уверенность в нашем последующем прославлении (Рим. 8:30), существующей и будущей свободе от осуждения (Рим. 8:33–34; см. также 8:1). Оправдание ведет к нашему становлению «наследниками вечной жизни (по упованию)» (Тит. 3:7).

Однако Бог дает нам нечто большее, чем просто возможность находиться рядом с Ним. Он также дарит новые взаимоотношения, Он принимает нас в Свою семью. Юридический термин «усыновление» является действием суверенной благодати, которое дает все права, привилегии и обязательства присутствия в Его семье тем, кто принимает Иисуса Христа. Хотя этот термин не встречается в Ветхом Завете, но эта тема все же присутствует (Пр. 17:2). Становясь Божьими детьми, мы, конечно же, не становимся божественными. Божественность принадлежит только одному истинному Богу.

Учение Нового Завета об усыновлении ведет нас из прошлого через настоящее в вечное будущее (если такое выражение корректно). Павел говорит, что Бог «избрал нас в Нем (Христе) прежде создания мира» и «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Ефес. 1:4–5). О нашем нынешнем переживании он пишет: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!» (Рим. 8:15). Несмотря на то, что мы не полностью стали зрелыми, мы целиком являемся Божьими чадами. И потом, в будущем, когда мы не будем подвластны смерти, мы примем, «ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23). Усыновление – это реальность, которая, однако, полностью осуществится во время воскресения мертвых. Бог дарует нам эти семейные привилегии через работу искупления Своего Сына, Который не стыдится называть нас братьями (Евр. 2:11).

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: