Изобразительной деятельности детей

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Тема 1. Организация, содержание и методика обучения изобразительной деятельности на начальном этапе.

Первый год обучения как период формирования у детей предпосылок к овладению изобразительной деятельностью.

Требования к организации занятий в подготовительный период: связь с игрой, сочетание разных видов изобразительной деятельности на одном занятии; смена предметов для изображения; опора на сотрудничество, совместную деятельность ребенка и взрослого.

Работа по формированию у детей интереса к процессу и результату изобразительной деятельности, пониманию замещающей функции изображений. Наблюдение за деятельностью взрослого. Обучение обыгрыванию предметов и их объемных изображений, действиям подкладывания плоскостных изображений к предметам. Рассматривание готовых изображений и иллюстраций.

Подготовительные игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Игры и упражнения на практическое ознакомление с формой. Работа на развитие моторики, зрительно-двигательной координации.

Знакомство с орудиями и материалами изо деятельности. Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Рисование и лепка без задания. Требования, предъявляемые к совместной деятельности ребенка и взрослого.

Работа, способствующая получению детьми с нарушениями интеллекта первых самостоятельных предметных изображений. Особенности тематики занятий на данном этапе. Обучение обследованию и изображению предметов, имеющих круглую форму. Формирование личностной направленности, положительного отношения детей к результатам собственной деятельности.

Тема 2. Рисование как один из видов изобразительной деятельности. Организация, содержание и методика обучения предметному рисованию.

Особенности восприятия и представлений детей с нарушениями интеллекта, недостатки зрительно-моторной координации, их влияние на овладение предметным изображением. Специфика и задачи предметного рисования как вида изобразительной деятельности, изменение задач и требований к организации деятельности детей на разных этапах обучения.

Выполнение изображений по натуре - один из важнейших методов обучения предметному рисованию. Обучение умственно отсталых детей обследованию – целенаправленному, организованному восприятию натуры как средство формирования представлений о предмете. Требования, предъявляемые к организации обследования. Приемы оказания помощи в процессе изображения.

Работа по обучению детей восприятию различных свойств предметов. Обучение способам выделения и отображения формы предмета. Значение зрительно-двигательного моделирования формы. Игры и упражнения на формирование тактильно-двигательного восприятия. Организация работы по развитию ориентировки в пространственных отношениях (игры на осознание ребенком своего положения в пространстве, изменчивости и относительности пространственных отношений; на восприятие расположения предметов относительно друг друга с последующим воспроизведением этих отношений на плоскости; игры на осознание пространственной взаимосвязи частей внутри предмета).

Система работы, подготавливающая детей к выполнению заданий по собственному замыслу. Рисование и лепка по выбору: с наглядным подкреплением и без зрительной опоры. Изображение предметов по представлению в связи с заранее определенным замыслом. Условия, способствующие включению речи на разных этапах создания изображения.

Виды работы и приемы, способствующие игровой направленности, обогащению содержания детских рисунков: «пририсовывание», «превращение», «подвижная аппликация» и др. Работа по формированию выразительности образа. Значение игр на дорисовывание, преобразование готовых рисунков. Формирование способности к восприятию-воспроизведению экспрессивных жестов, движений, позы персонажей.

Тема 3. Организация, содержание и методика обучения сюжетному рисованию. Специфика и задачи сюжетного рисования. Причины, затрудняющие становление сюжетного замысла в рисунках детей с нарушениями интеллекта: бедность жизненного и игрового опыта, представлений об окружающем; недостатки аналитико-синтетического восприятия и мышления, трудности при передаче пространственных отношений между предметами.

Комплекс условий, способствующих подведению детей к отражению связного содержания. Роль наблюдений, прогулок, экскурсий, использования видеозаписей, иллюстраций и других видов работы в осознании ребенком окружающей предметной и социальной действительности. Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки на плоскости, формирование навыков композиции.

Организация работы на занятиях по сюжетному рисованию. Тематическая связь данных занятий с разделами «Развитие речи» и «Игра». Роль словесного руководства, а также наглядных и других методов и приемов обучения в формировании у детей предварительного изобразительного намерения. Виды работы, используемые на занятии по иллюстрированию сказки. Формирование эмоционального, эстетического восприятия, оценочного отношения к рисункам, развитие различных сторон личности ребенка.

Тема 4. Организация, содержание и методика обучения декоративному рисованию.

Декоративно-прикладное искусство и его специфика. Понятие декоративности. Традиции народного декоративно-прикладного искусства. Народные художественные промыслы (Хохлома, Палех, Богородское, Дымково, Жестово и др. центры).

Узор (орнамент) и его разновидности: по построению – замкнутый (в квадрате, круге, прямоугольнике), полу замкнутый (в полосе), открытый (сетчатый); по содержанию – геометрический, изобразительный. Узор как пространственно-цветовая композиция. Ритм и симметрия как основа узора, виды симметрии. Цвет и колорит в декоративном рисовании.

Коррекционно-развивающее значение декоративного рисования в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Преимущества декоративного рисования перед другими видами изобразительной деятельности. Формирование у детей эмоционального, эстетического восприятия окружающего. Особая роль декоративного рисования в формировании зрительно-двигательной координации, произвольных движений руки, развитии целостного восприятия. Развитие пространственных представлений и умственных действий детей в процессе декоративного рисования. Развитие чувства ритма, ритмической способности.

Основные виды работы, используемые в декоративном рисовании. Раскрашивание готовых контурных изображений несложной формы. Приемы изображения элементов орнамента. Обучение способам восприятия - воспроизведения узоров, основанных на ритме равномерного повтора, чередования, симметрии. Вспомогательная роль приемов двигательного и наглядного моделирования ритма.

Требования к использованию образцов на занятиях по декоративному рисованию. Виды работы по составлению узоров. Знакомство с доступными образцами народного декоративного творчества. Обучение росписи дымковской игрушки .

Тема 5. Лепка как один из видов изобразительной деятельности. Организация, содержание и методика обучения лепке.

       Скульптура – один из древнейших видов изобразительного искусства. Виды скульптуры (монументальная и станковая, скульптура малых форм; круглая, рельеф, барельеф и др.).

       Коррекционно-развивающее значение лепки в системе обучения детей с нарушениями интеллекта. Значение лепки для познания объемной формы предмета; формирования зрительно-двигательного восприятия, пространственного видения предмета. Развитие конструктивных способностей в процессе лепки, познание пространственной взаимосвязи частей предмета. Формирование навыков работы двумя руками под контролем зрения; развитие мышц кисти и пальцев. Непосредственная связь занятий лепкой с развитием игровой деятельности умственно отсталых детей.

       Материалы и оборудование для лепки. Специфика работы в зависимости от используемых материалов (глина, пластилин, песок, тесто, бумажная масса, снег и др.).

       Организация и методика обучения лепке. Основные направления работы с детьми. Формирование понимания замещающей функции объемных изображений, воспитание игрового отношения к ним. Знакомство с различными материалами, предназначенными для лепки, их свойствами и назначением. Приемы формирования различных перцептивных действий. Знакомство детей с правилами работы с глиной, пластилином.

Работа по формированию основных приемов лепки. Раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание краев, оттягивание, соединение частей в целое. Скульптурный и конструктивный способы лепки.

Обучение способам восприятия формы, величины предметов. Последовательность обследования предмета перед лепкой. Создание условий для лепки по представлениям, без опоры на образец: лепка по выбору без показа способов изображения; лепка по пред­ставлению (по заданию взрослого или выбору ребенка - на знакомую тематику, к сказкам, сюжетам игр, для соз­дания сюжетного замысла).

Обучение обыгрыванию объемных изображений. Приемы создания коллективных композиций, а также разнообразных игровых ситуаций на основе полученных результатов. 

Тема 6. Аппликация как один из видов изобразительной деятельности. Организация, содержание и методика обучения аппликации.

            Аппликация как разновидность художественного конструирования. Моделирующий характер аппликации, его влияние на развитие конструктивных, творческих способностей, пространственных представлений ребенка с нарушениями интеллекта. Различные виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная.

Материалы и оборудование, используемые на занятиях по аппликации. Возможности сочетания различных материалов (бумаги, ткани, соломки, природных материалов). Приемы ознакомления детей с нарушениями интеллекта со свойствами материалов, орудиями и инструментами для лепки, правилами действий с ними. Обучения основным действиям при работе с бумагой: сминанию, отрыванию, вырезыванию разного вида (разрезание по прямой линии; срезание углов по прямой и округлой линии; вырезывание по контуру). Усложнение требований программы к содержанию деятельности детей на разных этапах обучения.

       Работа по формированию эмоционального восприятия, эстетической оценки полученных результатов.



Планы практических занятий

Занятие 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: