Схема изучения изобразительной деятельности

Дошкольников с нарушением интеллекта

  1. Наличие интереса к изобразительной деятельности. Преобладающая мотивация: стремление заслужить внимание, похвалу взрослого; привлекательность для ребенка самого процесса деятельности; желание получить реальный результат.

2. Устойчивость или ситуативность интереса (отмечается «погружение» в деятельность, увлеченность или наоборот – ребенок отвлекается, проявляет безразличие, желает переключиться на другое занятие).

3. Адекватность использования орудий и средств изобразительной деятельности. Каким орудиям и средствам изобразительной деятельности отдает предпочтение? Владеет ли основными навыками их использования?

4. Содержание и характер деятельности:

- неспецифические манипуляции (бросает карандаш, стучит им, пробует «на вкус», мнет, рвет бумагу);

- процессуальные действия (черкание: с интересом к графическому следу или без интереса к графическому следу; сопровождаемое ассоциациями или несопровождаемое ассоциациями;

- направленность на изображение отдельных предметов;

- направленность на отражение связного, сюжетного содержания.

5. Наличие предварительного замысла изображения (решительность или нерешительность, самостоятельность – несамостоятельность при выборе замысла; его отражение в речи). Ориентировка на первоначальный замысел в процессе деятельности.

6. Сближение процесса рисования с игрой. Особенности эмоциональной сферы: оживленность, активность ребенка или вялость, заторможенность; с удовольствием рисует или подчиняясь взрослому; использование различных мимико-жестикуляторных средств.

7. Включение речи в деятельность. Какими видами речи ребенок пользуется: фиксирующей, сопровождающей, планирующей?

8. Отношение к полученному результату (имеются ли попытки обыграть рисунок; стремление показать взрослому, получить одобрение; проявления личностного, ценностного отношения к результату).

9. Характеристика изображения:

- Особенности содержания рисунка (соответствие общему замыслу; его оригинальность или стандартность, стереотипность; наличие признаков связного, социального содержания: изображения людей и их отношений). Отражение содержания изображения в речи ребенка.

- Выразительность изображения. Имеются ли попытки передать свое отношение к изображаемому (с помощью речи; использования цвета, композиции, элементов декоративности и др.).

- Цветовая гамма рисунка (какие цвета преобладают, их разнообразие, имеются ли попытки использовать цвет как средство выразительности).

- Отражение представлений ребенка о свойствах предметов (целостность; детализация; передача формы, пропорций, пространственной взаимосвязи частей).

- Композиционные особенности рисунка (характер композиции; способность к ориентировке в пространстве листа бумаги).

- Уровень проявлений моторных трудностей ребенка, нарушений зрительно-моторной координации.                                   

                                                                 

 

 

Приложение 2

Схема анализа занятия по изобразительной деятельности

I.Общие данные.

1. Дата, № ДОУ, группа, Ф.И.О. педагога.

2. Тема занятия.

3. Вид занятия (по содержанию, по способу изображения; по характеру выбора темы).

4. Место данного занятия в системе других.

5. Комплекс задач (дидактических, коррекционных, воспитательных), решаемых на занятии, их соответствие возможностям детей.

6. Оборудование.

II. Организационная сторона занятия.

Количество детей на занятии, их расположение.

Общая атмосфера занятия (свободная, непринужденная или больше внимания обращается на дисциплину; эмоциональная насыщенность; особенности общения педагога с детьми).

Использование музыки, элементов психогимнастики, а также других видов деятельности в рамках данного занятия.

Структура занятия. Наличие основных частей. Обоснованность логики его построения.

       III. Методика проведения занятия.

1. Условия, способствующие созданию положительной мотивации деятельности детей, их эффективность. Связь данного занятия с игрой.

2. Используемыеметоды и приемы обучения: их обоснованность, соответствие уровню развития и возможностям детей, эффективность.

3. Содержание работы, направленной на сенсорное воспитание, обогащение представлений детей, формирование замысла предстоящей деятельности.

4. Условия, способствующие активизации и развитию речи и общения детей.

5. Создание условий для совместной, коллективной деятельности.

6. Использование индивидуального и дифференцированного подхода на занятии. 

7. Способность педагога к оказанию дифференцированной помощи детям на разных этапах занятия. Сочетание различных форм помощи и условий для самостоятельной деятельности детей.

8. Организация педагогом рассматривания и анализа детских работ. Особенности оценки. Формирование игрового, эстетического отношения к результату.

IV. Деятельность и поведение детей на занятии.

1. Отношение детей к занятию; степень заинтересованности.

2. Особенности поведения на разных этапах занятия (внимательны или отвлекаются, разговаривают, проявляют повышенную двигательную активность).

3. Контакт со взрослым, наличие доверия к нему; способность к сотрудничеству со сверстниками.

4. Уровень самостоятельности при организации собственной деятельности.

5. Обучаемость, потребность в помощи и ее принятие.

6. Уровень изобразительных умений и навыков.

 

 

 

Оглавление

Введение

Тематический план

Содержание программы

Планы практических занятий

Вопросы к зачету

Приложения




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: