Клинической психологии
Занятие № 4
Тема: «чЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ i-vi ПАРЫ. СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ»
Форма учебного процесса: практическое занятие.
1. Обоснование темы: изучить физиологическую роль VII-XII пар черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения.
2. Цель занятия: научить студентов методике исследования I-VI-пар черепно-мозговых нервов, умению выявить их патологию и локализацию очага поражения.
- Студент должен знать:
- Расположение ядер черепно-мозговых нервов в стволе головного мозга;
- Место выхода корешков ЧМН из мозга и полости черепа;
- Проекции центральных нейронов на уровне коры головного мозга и механизмы управления периферическими ядрами ЧМН;
- Функции изучаемых черепно-мозговых нервов;
- Симптомы поражения черепно-мозговых нервов на различных уровнях.
- Студент должен уметь:
- провести исследование черепно-мозговых нервов;
- выявить симптомы поражения изучаемых нервов;
- поставить топический диагноз, т.е. локализовать очаг поражения.;
|
|
- исследовать функцию обоняния;
- провести мануальное исследование полей зрения и выявить синдром зрительных расстройств;
- сопоставить синдром зрительных расстройств с данными осмотра глазного дна;
- провести исследование подвижности глазных яблок и зрачковых реакций;
- провести исследование чувствительности на лице по ветвям тройничного нерва и по зонам Зельдера;
- исследовать функцию жевательных мышц;
ООД самостоятельной работы студента
Этапы самостоятельной работы | Способы выполнения | Вопросы для самоконтроля |
1. В процессе: самостоятельной работы с больным выявить жалобы больного на а – снижение остроты обоняния; б – нарушение полей зрения; в – обонятельные, зрительные галлюцинации; г – расстройства чувствительности на половине лица, лицевые боли. д – нарушение глотания, фонации и артикуляции речи; е – нарушение движений головы. | Опрос, изучение анамнеза. | Какие симптомы характерны для поражения корешка III пары ЧМН? |
2. Анамнез заболевания: а – причины, приведшие непосредственно к заболеванию; б – черепно-мозговые травмы, инфекции и т.д., что может сыграть роль в развитии заболевания. | Опрос, сбор анамнеза. | Ориентир на возможные поражения нервной системы. |
3. Объективное исследование больного: а – исследование обоняния путем предъявления ароматических веществ; б – исследование остроты зрения и полей зрения; в – изучение объема движений глазных яблок, исследование зрачковых реакций (прямой, содружественной, на конвергенцию); г – исследование чувствительности на лице, силы жевательных мышц, вызывание надбровного, роговичного, конъюнктивального рефлексов. | Осмотр больного с применением методики исследования I-VI пар черепно-мозговых нервов. | 1. Дать оценку найденным нарушениям; 2. Поставить топический диагноз. |
|
|
- Требования к исходному уровню знаний и умений студента
Тесты | Эталоны ответов |
1. Какие ЧМН управляют движениями глаз? | III, IV, VI пары ЧМН. |
2. Какой синдром развивается при поражении обонятельного нерва? | Синдром односторонней аносмии. |
3. Какое поражение характерно при локализации очага во внутренних отделах хиазмы? | Битемпоральная гемианопсия. |
4. Перечислить рефлексы, в осуществлении которых принимает участие тройничный нерв? | Надбровный, роговичный, подбородочный. |
5. Раскрыть суть синдрома при поражении ядра отводящего нерва на уровне моста головного мозга? | На стороне поражения – сходящееся косоглазие, на противоположной – спастический гмипарез. |
6. Где расположены ядра тройничного нерва? | Чувствительные ядра тройничного нерва расположены в варолиевом мосту с распространением в продолговатый мозг, двигательное ядро – в варолиевом мосту. |
7. Из каких отделов состоит ствол головного мозга? | Средний мозг (ножки мозга и четверохолмие), варолиев мост и продолговатый мозг. |
8. Где заканчивается первый нейрон глубокой чувствительности? | В мостовом ядре, чуть выше нисходящего ядра спинномозгового пути. |
- Задание на самоподготовку
Контрольная программа № 1
Вопросы для самоподготовки | Установочные инструкции | Вопросы для самоконтроля |
1. Какими функциями обладают черепно-мозговые нервы (I-VI)? | Знать о наличии двигательной, чувствительной, вегетативной + ЧМН. | Перечислить двигательные черепно-мозговые нервы, чувствительные (I-VI). |
2. Какие черепно-мозговые нервы работают при вращении глазных яблок по кругу? | Знать о двигательной функции III, IV, VI пары ЧМН. | Движение глазных яблок в результате работы III, IV, VI пар ЧМН. |
3. Где находится корковое представительство обонятельного анализатора? | Знать ход проводников I пары ЧМН. | Перечислить чувствительные нейроны обонятельного тракта. |
4. Назвать возможные варианты гемианопсии. | Знать ход проводников II пары ЧМН. | Представить патологию при поражении зрительного тракта на различных уровнях. |
5. Каковы функции V пары ЧМН? | Иметь четкое представление о расположении, функции V пары ЧМН. | О чем говорит расстройство чувствительности на половине лица по «луковичному» типу. |
6. Место выхода корешков ЧМН из полости черепа (I-VI)? | Знать расположение корешков ЧМН (I-VI пары) | Что такое синдром верхней глазничной щели? |
7. Места выхода периферических ветвей тройничного нерва из полости черепа? | Знать расположение ветвей V пары и отверстий основания черепа. | Знать круглое, овальное отверстие и верхнеглазничную щель. |
8. Какие существуют расстройства движения при поражении тройничного нерва? | Знать терминологию двигательных расстройств и их синдромы. | Название двигательных расстройств: параличи и парезы центрального и периферического характера. |