ООД самостоятельной работы студента

Клинической психологии

Занятие № 4

Тема: «чЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ i-vi ПАРЫ. СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ»

Форма учебного процесса: практическое занятие.

1. Обоснование темы: изучить физиологическую роль VII-XII пар черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения.

2. Цель занятия: научить студентов методике исследования I-VI-пар черепно-мозговых нервов, умению выявить их патологию и локализацию очага поражения.

 

  1. Студент должен знать:

- Расположение ядер черепно-мозговых нервов в стволе головного мозга;

- Место выхода корешков ЧМН из мозга и полости черепа;

- Проекции центральных нейронов на уровне коры головного мозга и механизмы управления периферическими ядрами ЧМН;

- Функции изучаемых черепно-мозговых нервов;

- Симптомы поражения черепно-мозговых нервов на различных уровнях.

  1. Студент должен уметь:

- провести исследование черепно-мозговых нервов;

- выявить симптомы поражения изучаемых нервов;

- поставить топический диагноз, т.е. локализовать очаг поражения.;

- исследовать функцию обоняния;

- провести мануальное исследование полей зрения и выявить синдром зрительных расстройств;

- сопоставить синдром зрительных расстройств с данными осмотра глазного дна;

- провести исследование подвижности глазных яблок и зрачковых реакций;

- провести исследование чувствительности на лице по ветвям тройничного нерва и по зонам Зельдера;

- исследовать функцию жевательных мышц;

 

 

ООД самостоятельной работы студента

Этапы самостоятельной работы Способы выполнения Вопросы для самоконтроля
1. В процессе: самостоятельной работы с больным выявить жалобы больного на а – снижение остроты обоняния; б – нарушение полей зрения; в – обонятельные, зрительные галлюцинации; г – расстройства чувствительности на половине лица, лицевые боли. д – нарушение глотания, фонации и артикуляции речи; е – нарушение движений головы. Опрос, изучение анамнеза. Какие симптомы характерны для поражения корешка III пары ЧМН?
2. Анамнез заболевания: а – причины, приведшие непосредственно к заболеванию; б – черепно-мозговые травмы, инфекции и т.д., что может сыграть роль в развитии заболевания. Опрос, сбор анамнеза. Ориентир на возможные поражения нервной системы.
3. Объективное исследование больного: а – исследование обоняния путем предъявления ароматических веществ; б – исследование остроты зрения и полей зрения; в – изучение объема движений глазных яблок, исследование зрачковых реакций (прямой, содружественной, на конвергенцию); г – исследование чувствительности на лице, силы жевательных мышц, вызывание надбровного, роговичного, конъюнктивального рефлексов.   Осмотр больного с применением методики исследования I-VI пар черепно-мозговых нервов. 1. Дать оценку найденным нарушениям; 2. Поставить топический диагноз.

 


 

  1. Требования к исходному уровню знаний и умений студента
Тесты Эталоны ответов
1. Какие ЧМН управляют движениями глаз? III, IV, VI пары ЧМН.
2. Какой синдром развивается при поражении обонятельного нерва? Синдром односторонней аносмии.
3. Какое поражение характерно при локализации очага во внутренних отделах хиазмы? Битемпоральная гемианопсия.
4. Перечислить рефлексы, в осуществлении которых принимает участие тройничный нерв? Надбровный, роговичный, подбородочный.
5. Раскрыть суть синдрома при поражении ядра отводящего нерва на уровне моста головного мозга? На стороне поражения – сходящееся косоглазие, на противоположной – спастический гмипарез.
6. Где расположены ядра тройничного нерва? Чувствительные ядра тройничного нерва расположены в варолиевом мосту с распространением в продолговатый мозг, двигательное ядро – в варолиевом мосту.
7. Из каких отделов состоит ствол головного мозга? Средний мозг (ножки мозга и четверохолмие), варолиев мост и продолговатый мозг.
8. Где заканчивается первый нейрон глубокой чувствительности? В мостовом ядре, чуть выше нисходящего ядра спинномозгового пути.

 

  1. Задание на самоподготовку

 

Контрольная программа № 1

 

Вопросы для самоподготовки Установочные инструкции Вопросы для самоконтроля
1. Какими функциями обладают черепно-мозговые нервы (I-VI)?   Знать о наличии двигательной, чувствительной, вегетативной + ЧМН. Перечислить двигательные черепно-мозговые нервы, чувствительные (I-VI).
2. Какие черепно-мозговые нервы работают при вращении глазных яблок по кругу? Знать о двигательной функции III, IV, VI пары ЧМН. Движение глазных яблок в результате работы III, IV, VI пар ЧМН.
3. Где находится корковое представительство обонятельного анализатора? Знать ход проводников I пары ЧМН. Перечислить чувствительные нейроны обонятельного тракта.
4. Назвать возможные варианты гемианопсии.   Знать ход проводников II пары ЧМН. Представить патологию при поражении зрительного тракта на различных уровнях.
5. Каковы функции V пары ЧМН? Иметь четкое представление о расположении, функции V пары ЧМН. О чем говорит расстройство чувствительности на половине лица по «луковичному» типу.
6. Место выхода корешков ЧМН из полости черепа (I-VI)? Знать расположение корешков ЧМН (I-VI пары) Что такое синдром верхней глазничной щели?
7. Места выхода периферических ветвей тройничного нерва из полости черепа? Знать расположение ветвей V пары и отверстий основания черепа. Знать круглое, овальное отверстие и верхнеглазничную щель.
8. Какие существуют расстройства движения при поражении тройничного нерва? Знать терминологию двигательных расстройств и их синдромы. Название двигательных расстройств: параличи и парезы центрального и периферического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: