double arrow

Итоговый контроль знаний

Занятие № 8

Тема: «Черепно-мозговая травма и ЭПИЛЕПСИЯ. СУДОРОЖНЫЕ СИНДРОМЫ. ЭТИОПАТОГЕНЕЗ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

 

Форма учебного процесса: практическое занятие.

1. Обоснование темы: Вопреки существующему представлению о судорожном характере эпилептических припадков, в действительности преобладают безсудорожные формы, которые необходимо отличать от обмороков, истерических припадков и др. Эпилептические припадки – частое проявление органической центральной и экстрацеребральной патологии. Они встречаются как при резидуальных поражениях мозга (эпилепсия), так и при текущих процессах – энцефалитах, менингитах, нарушениях мозгового кровообращения, опухолях мозга, интоксикациях и других заболеваниях. Поэтому врач должен знать этиопатогенез, клинику, диагностику и лечение эпилепсии и судорожных синдромов.

 

2. Цель занятия: научить студентов диагностике основных видов эпилептических припадков: судорожных, абсансов, автоматизмов (психомоторных и психосенсорных), основам дифференциальной терапии эпилептических припадков и неотложной помощи при ургентных состояниях – серии эпилептических припадков и эпилептическом статусе.

2.1. Студент должен знать:

Ø а) этиопатогенез эпилепсии;

Ø б) этиопатогенез эпилептического синдрома;

Ø в) этиопатогенез эпилептических реакций;

Ø г) виды припадков, относящихся к генерализованной форме эпилепсии;

Ø д) разновидности парциальных припадков;

Ø е) основные принципы лечения эпилепсии;

Ø ж) медикаментозные средства, необходимые для лечения больных с абсансами;

Ø з) теории патогенеза эпилепсии;

Ø и) дифференциальную диагностику эпилептического припадка и истерии;

2.2. Студент должен уметь:

Ø а) провести осмотр больного эпилепсией;

Ø б) собрать анамнез заболевания, оценить особенности течения;

Ø в) исследовать неврологический статус больного;

Ø г) различить большой эпилептический приступ, малый эпилептический приступ и психический эквивалент эпилепсии;

Ø д) распознать эпилептическую болезнь в межприпадочном периоде по типичным (эпилептическим) чертам характера больного;

Ø е) оказать помощь больному, находящемуся в состоянии эпистатуса;

Ø ж) сформулировать диагноз и провести дифференциальную диагностику.

 

3. ООД самостоятельной работы студента

Этапы самостоятельной работы Способы выполнения Вопросы для самоконтроля
1. В процессе самостоятельной работы с больным выявить жалобы на приступы потери или изменения сознания, сопровождающиеся двигательным, сенсорным, вегетативным, висцеральным или психическим компонентом, на нарушение сна, изменение характера. Беседа с больным, анализ жалоб больного. Знать особенности клинических проявлений больших генерализованных припадков, абортивных генерализованных, абсансов, парциальных приступов.
2. Обратить внимание на изменение личности больного. Выяснить при беседе с больным и его родственниками. Знать особенности эпилептоидной личности (злопамятность, мелочность, вязкость и др.)
3. Уточнить наследственный анамнез по эпилепсии. Беседа Знать степень риска заболевания при отягощенном анамнезе (от 4 – 8%).
4. Установить, не отмечалось ли пароксизмальных расстройств сознания в детском возрасте (синдром Веста, Леннокса -Гасто) Беседа Знать возрастзависимые формы эпилепсии.
5. Наличие в анамнезе ЧМТ, операций на головном мозге, нейроинфекций. Беседа Знать возможности трансформации эпилептогенного очага (органического очага) в эпилептический.
6. Исследование неврологического статуса Применить методы исследования неврологического статуса. Наличие очаговой и общемозговой симптоматики указывает на органическое поражение головного мозга (эписиндром).
7. Суммировать полученные данные при обследовании больного: анамнеза, соматического, неврологического статуса, данные ЭЭГ-исследования, МРТ, КТГ для постановки клинического диагноза. Ориентироваться на полученные данные при обследовании больного и на знание клиники эпилепсии. Поставить клинический диагноз. Подобрать оптимальную дозу противосудорожного препарата. Разъяснить больному принципы лечения.

 

4. Требования к исходному уровню знаний и умений студента

Тесты Эталоны ответов
1. У больного эпилепсией часто припадок начинается с ауры: а) от чего зависит характер ауры? б) какое клиническое значение она имеет? в) о чем свидетельствует развитие развернутого приступа вслед за аурой? а) от локализации эпиочага; б) при эписиндроме эпиочаг совпадает с зоной органического поражения мозга; в) о генерализации патологического импульса по всей коре.
2. У больного с приступами миоклонии в правой стопе не сопровождающихся потерей сознания отмечается отрицательная динамика: вовлечение в приступ голени, а затем бедра: а) как называется такой приступ? б) где находится эпилептический очаг? в) о чем говорит изменение характера приступа? г) необходимые диагностические мероприятия а) приступ джексоновских судорог; б) верхние отделы передней центральной извилины слева; в) об увеличении патологического очага; г) ЭЭГ, КТГ или МРТ, консультация нейрохирурга.
3. Развернутый эпилептический приступ характеризуется следующими фазами: а) охарактеризовать ауру; б) дать характеристику тонической фазе; в) дать характеристику клонической фазе; г) что такое постприпадочный сон? а) начало возбуждения в эпилептическом очаге, локализующемся в определенном участке коры определяет характер ауры (зрительная, слуховая, обонятельная); б) тоническое напряжение мускулатуры тела преимущественно в разгибательных группах («эпилептическая дуга»), спазм голосовых связок («эпилептический крик»), тоническое заведение глазных яблок вверх; в) поочередное ритмичное сокращение групп сгибателей и разгибателей, гиперсаливация, прикус языка; г) охранительное торможение, необходимое для реполяризации нейрональных мембран мозга.
4. Эпиреакция: а) определение; б) тактика врача при эпиреакции; в) вероятность повторения эпиприступа. а) это эпилептический приступ, возникающий в результате воздействия фактора чрезмерной вредности; б) исключить воздействие фактора чрезмерной вредности (при фебрильных судорогах – литическая терапия; при отравлении – дезинтоксикация и др.); в) вне воздействия фактора чрезмерной вредности вероятность повторения приступа исключена.  

 

 

5. Задание на самоподготовку

Контрольная программа № 1

Вопросы для самоподготовки Установочные инструкции Вопросы для самоконтроля
1. Роль наследственного фактора в развитии эпилепсии. Знать о полигенном характере наследования Риск заболеть при отягощенном семейном анамнезе от 4 до 8%. Если больна мать- риск повышается в 8 – 10 раз, Если болен отец – в 2 раза.
2. Этиология и патогенез эписиндрома Знать причины развития заболевания, механизмы формирования эпиочага. Черепно-мозговая травма, нейроинфекция, интоксикация, объемные процессы головного мозга, факоматозы и др.
3. Дифференциальная диагностика приступа при симптоматической и идиопатической эпилепсии. Знать, что при эписиндроме эпиочаг совпадает с органическим очагом. При эписиндроме: приступы парциальные; имеется неврологическая симптоматика, характерен псевдополиморфизм, отсутствует миграция очага, характерен паралич Тодда. При эпиболезни: приступы чаще генерализованные. Неврологическая симптоматика отсутствует, характерен полиморфизм, характерна миграция очага, постприпадочный сон.
4. Методы дополнительных исследований, необходимых для дифференциальной диагностики эпиболезни и эписиндрома. Знать современные методы функциональной диагностики и нейровизуализации. ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, КТГ, МРТ, допплерография, глазное дно и др.
5. Что называют эпистатусом? Понятие о «порочном круге» лежащем в основе эпистатуса. Следующие один за другим эпилептические приступы при которых сознание не восстанавливается, конец одного - является началом другого.
6. Принципы противосудорожной терапии. Знать об осложнениях неадекватной терапии. Длительность, непрерывность, индивидуальность, монотерапия, начало лечения с минимальных доз, постепенная отмена.
7. Понятие о пароксизмальных и непароксизмальных расстройствах сна Понятие о высокой судорожной готовности Непароксизмальные: поверхностный, чуткий сон, брикомания. Пароксизмальные: «ночные страхи»,повторяющиеся ночные кошмары, сомнамбулизм, сноговорение, гиперэкплексия.
8. Изменение личности при эпилепсии. Усиление как положительных, так и отрицательных личностных характеристик. Вежливость – угодливость, льстивость; аккуратность – педантичность; строгость – жестокость. Эгоцентричность, вязкость, агрессивность, злопамятность.

 

 

Задачи 1 уровня усвоения Эталоны ответов
I. Абсансы характеризуются: 1) отсутствием сознания; 2) изменением сознания; 3) сохранностью сознания; 4) наличием миоклонического компонента; 5) наличием атонического компонента; 6) наличием астатического компонента. 1,2,4,5,6.
II. Симптоматическая эпилепсия развивается: 1) при туберозном склерозе; 2) при рассеянном склерозе; 3) при сирингомиелии; 4) при опухоли головного мозга; 5) при лейкоэнцефалите; 6) при ушибе головного мозга. 1,4,5,6.
III. Эпиочаги могут локализоваться: 1) в стволе мозга; 2) в лобной доле; 3) в височной доле; 4) в мозолистом теле; 5) в лимбическом мозге; 6) во внутренней капсуле. 2,3,5.
IV. Для синдрома Веста характерны: 1) приступы в виде инфантильных спазмов; 2) начало в пубертатном возрасте; 3) манифестация в 4 – 6 месяцев; 4) резистентность к противосудорожной терапии; 5) эффективность при лечении гормонами; 6) отсутствие задержки психомоторного и речевого развития. 1,3,4,5.
V. К противосудорожным препаратам относятся: 1) карбамазепин; 2) фенобарбитал; 3) мидокалм; 4) церебролизин; 5) депакин; 6) суксилеп; 7) кавинтон. 1,2,5,6.

Итоговый контроль знаний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: