Занятие № 8
Тема: «Черепно-мозговая травма и ЭПИЛЕПСИЯ. СУДОРОЖНЫЕ СИНДРОМЫ. ЭТИОПАТОГЕНЕЗ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»
Форма учебного процесса: практическое занятие.
1. Обоснование темы: Вопреки существующему представлению о судорожном характере эпилептических припадков, в действительности преобладают безсудорожные формы, которые необходимо отличать от обмороков, истерических припадков и др. Эпилептические припадки – частое проявление органической центральной и экстрацеребральной патологии. Они встречаются как при резидуальных поражениях мозга (эпилепсия), так и при текущих процессах – энцефалитах, менингитах, нарушениях мозгового кровообращения, опухолях мозга, интоксикациях и других заболеваниях. Поэтому врач должен знать этиопатогенез, клинику, диагностику и лечение эпилепсии и судорожных синдромов.
2. Цель занятия: научить студентов диагностике основных видов эпилептических припадков: судорожных, абсансов, автоматизмов (психомоторных и психосенсорных), основам дифференциальной терапии эпилептических припадков и неотложной помощи при ургентных состояниях – серии эпилептических припадков и эпилептическом статусе.
|
|
2.1. Студент должен знать:
Ø а) этиопатогенез эпилепсии;
Ø б) этиопатогенез эпилептического синдрома;
Ø в) этиопатогенез эпилептических реакций;
Ø г) виды припадков, относящихся к генерализованной форме эпилепсии;
Ø д) разновидности парциальных припадков;
Ø е) основные принципы лечения эпилепсии;
Ø ж) медикаментозные средства, необходимые для лечения больных с абсансами;
Ø з) теории патогенеза эпилепсии;
Ø и) дифференциальную диагностику эпилептического припадка и истерии;
2.2. Студент должен уметь:
Ø а) провести осмотр больного эпилепсией;
Ø б) собрать анамнез заболевания, оценить особенности течения;
Ø в) исследовать неврологический статус больного;
Ø г) различить большой эпилептический приступ, малый эпилептический приступ и психический эквивалент эпилепсии;
Ø д) распознать эпилептическую болезнь в межприпадочном периоде по типичным (эпилептическим) чертам характера больного;
Ø е) оказать помощь больному, находящемуся в состоянии эпистатуса;
Ø ж) сформулировать диагноз и провести дифференциальную диагностику.
3. ООД самостоятельной работы студента
Этапы самостоятельной работы | Способы выполнения | Вопросы для самоконтроля |
1. В процессе самостоятельной работы с больным выявить жалобы на приступы потери или изменения сознания, сопровождающиеся двигательным, сенсорным, вегетативным, висцеральным или психическим компонентом, на нарушение сна, изменение характера. | Беседа с больным, анализ жалоб больного. | Знать особенности клинических проявлений больших генерализованных припадков, абортивных генерализованных, абсансов, парциальных приступов. |
2. Обратить внимание на изменение личности больного. | Выяснить при беседе с больным и его родственниками. | Знать особенности эпилептоидной личности (злопамятность, мелочность, вязкость и др.) |
3. Уточнить наследственный анамнез по эпилепсии. | Беседа | Знать степень риска заболевания при отягощенном анамнезе (от 4 – 8%). |
4. Установить, не отмечалось ли пароксизмальных расстройств сознания в детском возрасте (синдром Веста, Леннокса -Гасто) | Беседа | Знать возрастзависимые формы эпилепсии. |
5. Наличие в анамнезе ЧМТ, операций на головном мозге, нейроинфекций. | Беседа | Знать возможности трансформации эпилептогенного очага (органического очага) в эпилептический. |
6. Исследование неврологического статуса | Применить методы исследования неврологического статуса. | Наличие очаговой и общемозговой симптоматики указывает на органическое поражение головного мозга (эписиндром). |
7. Суммировать полученные данные при обследовании больного: анамнеза, соматического, неврологического статуса, данные ЭЭГ-исследования, МРТ, КТГ для постановки клинического диагноза. | Ориентироваться на полученные данные при обследовании больного и на знание клиники эпилепсии. | Поставить клинический диагноз. Подобрать оптимальную дозу противосудорожного препарата. Разъяснить больному принципы лечения. |
|
|
4. Требования к исходному уровню знаний и умений студента
Тесты | Эталоны ответов |
1. У больного эпилепсией часто припадок начинается с ауры: а) от чего зависит характер ауры? б) какое клиническое значение она имеет? в) о чем свидетельствует развитие развернутого приступа вслед за аурой? | а) от локализации эпиочага; б) при эписиндроме эпиочаг совпадает с зоной органического поражения мозга; в) о генерализации патологического импульса по всей коре. |
2. У больного с приступами миоклонии в правой стопе не сопровождающихся потерей сознания отмечается отрицательная динамика: вовлечение в приступ голени, а затем бедра: а) как называется такой приступ? б) где находится эпилептический очаг? в) о чем говорит изменение характера приступа? г) необходимые диагностические мероприятия | а) приступ джексоновских судорог; б) верхние отделы передней центральной извилины слева; в) об увеличении патологического очага; г) ЭЭГ, КТГ или МРТ, консультация нейрохирурга. |
3. Развернутый эпилептический приступ характеризуется следующими фазами: а) охарактеризовать ауру; б) дать характеристику тонической фазе; в) дать характеристику клонической фазе; г) что такое постприпадочный сон? | а) начало возбуждения в эпилептическом очаге, локализующемся в определенном участке коры определяет характер ауры (зрительная, слуховая, обонятельная); б) тоническое напряжение мускулатуры тела преимущественно в разгибательных группах («эпилептическая дуга»), спазм голосовых связок («эпилептический крик»), тоническое заведение глазных яблок вверх; в) поочередное ритмичное сокращение групп сгибателей и разгибателей, гиперсаливация, прикус языка; г) охранительное торможение, необходимое для реполяризации нейрональных мембран мозга. |
4. Эпиреакция: а) определение; б) тактика врача при эпиреакции; в) вероятность повторения эпиприступа. | а) это эпилептический приступ, возникающий в результате воздействия фактора чрезмерной вредности; б) исключить воздействие фактора чрезмерной вредности (при фебрильных судорогах – литическая терапия; при отравлении – дезинтоксикация и др.); в) вне воздействия фактора чрезмерной вредности вероятность повторения приступа исключена. |
|
|
5. Задание на самоподготовку
Контрольная программа № 1
Вопросы для самоподготовки | Установочные инструкции | Вопросы для самоконтроля |
1. Роль наследственного фактора в развитии эпилепсии. | Знать о полигенном характере наследования | Риск заболеть при отягощенном семейном анамнезе от 4 до 8%. Если больна мать- риск повышается в 8 – 10 раз, Если болен отец – в 2 раза. |
2. Этиология и патогенез эписиндрома | Знать причины развития заболевания, механизмы формирования эпиочага. | Черепно-мозговая травма, нейроинфекция, интоксикация, объемные процессы головного мозга, факоматозы и др. |
3. Дифференциальная диагностика приступа при симптоматической и идиопатической эпилепсии. | Знать, что при эписиндроме эпиочаг совпадает с органическим очагом. | При эписиндроме: приступы парциальные; имеется неврологическая симптоматика, характерен псевдополиморфизм, отсутствует миграция очага, характерен паралич Тодда. При эпиболезни: приступы чаще генерализованные. Неврологическая симптоматика отсутствует, характерен полиморфизм, характерна миграция очага, постприпадочный сон. |
4. Методы дополнительных исследований, необходимых для дифференциальной диагностики эпиболезни и эписиндрома. | Знать современные методы функциональной диагностики и нейровизуализации. | ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, КТГ, МРТ, допплерография, глазное дно и др. |
5. Что называют эпистатусом? | Понятие о «порочном круге» лежащем в основе эпистатуса. | Следующие один за другим эпилептические приступы при которых сознание не восстанавливается, конец одного - является началом другого. |
6. Принципы противосудорожной терапии. | Знать об осложнениях неадекватной терапии. | Длительность, непрерывность, индивидуальность, монотерапия, начало лечения с минимальных доз, постепенная отмена. |
7. Понятие о пароксизмальных и непароксизмальных расстройствах сна | Понятие о высокой судорожной готовности | Непароксизмальные: поверхностный, чуткий сон, брикомания. Пароксизмальные: «ночные страхи»,повторяющиеся ночные кошмары, сомнамбулизм, сноговорение, гиперэкплексия. |
8. Изменение личности при эпилепсии. | Усиление как положительных, так и отрицательных личностных характеристик. | Вежливость – угодливость, льстивость; аккуратность – педантичность; строгость – жестокость. Эгоцентричность, вязкость, агрессивность, злопамятность. |
|
|
Задачи 1 уровня усвоения | Эталоны ответов |
I. Абсансы характеризуются: 1) отсутствием сознания; 2) изменением сознания; 3) сохранностью сознания; 4) наличием миоклонического компонента; 5) наличием атонического компонента; 6) наличием астатического компонента. | 1,2,4,5,6. |
II. Симптоматическая эпилепсия развивается: 1) при туберозном склерозе; 2) при рассеянном склерозе; 3) при сирингомиелии; 4) при опухоли головного мозга; 5) при лейкоэнцефалите; 6) при ушибе головного мозга. | 1,4,5,6. |
III. Эпиочаги могут локализоваться: 1) в стволе мозга; 2) в лобной доле; 3) в височной доле; 4) в мозолистом теле; 5) в лимбическом мозге; 6) во внутренней капсуле. | 2,3,5. |
IV. Для синдрома Веста характерны: 1) приступы в виде инфантильных спазмов; 2) начало в пубертатном возрасте; 3) манифестация в 4 – 6 месяцев; 4) резистентность к противосудорожной терапии; 5) эффективность при лечении гормонами; 6) отсутствие задержки психомоторного и речевого развития. | 1,3,4,5. |
V. К противосудорожным препаратам относятся: 1) карбамазепин; 2) фенобарбитал; 3) мидокалм; 4) церебролизин; 5) депакин; 6) суксилеп; 7) кавинтон. | 1,2,5,6. |
Итоговый контроль знаний