Проверка техники чтения
Проверка в I полугодии
Текст №1 Куница
Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.
(51 слово. В. Чаплина)
Текст №2 Лето
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.
(59 слов. И. Соколов-Микитов)
Текст №3 Сила не право
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
|
|
Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.
(57 слов. К. Ушинский)
Текст №4. Лев, медведь и лисица (проверка в октябре)
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
(35 слов. Л. Толстой)
Текст №5. Барсуки (проверка в октябре)
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.
(47 слов. И. Аксенов)
Текст №6. Золотой подснежник (проверка в декабре)
После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?
Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.
Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.
(51 слово. К. Пронин)
Текст №7
В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.
С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.
(47 слов)
Текст №8. Чудесная елка (проверка в декабре)
|
|
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
(61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)
Проверка во II полугодии
Текст №1 Может ли дерево взлететь?
(Сказка).
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.
(63 слова. Дж. Родари)
Текст №2 Первая гроза
Пришла черная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.
(64 слова. А. Митяев)
Текст №3 Утята и стрекоза
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
(68 слов. Е. Житков)
Текст №4. Курочка
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
(52 слова. Е. Чарушин)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О КНИГАХ И ЧТЕНИИ
Книга — друг человека.
Книга книгой, да своим умом двигай.
Кто много читает, тот много знает.
Книга мала, а ума придала.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читать — скуки не знать.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книги читать — не в ладушки играть.
Одна книга тысячу людей учит.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Испокон века книга растит человека.
С книгою жить — век не тужить.
Дом без книги — день без солнца.
ОТ СЛУШАТЕЛЯ — К ЧИТАТЕЛЮ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим детям, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.
Чтение вслух (опосредованное чтение) — это первый вид чтения, с которым знакомится ребенок. Причем этот вид чтения не теряет своего значения и тогда, когда ребенок начинает читать сам, и когда он уже научился достаточно бегло читать.
Чтение вслух — задача не из легких. Взрослому нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения, соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихотворение о детях), делая его более доступным и понятным, следить за реакцией ребенка. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий.
|
|
Необходимо также помнить о том, что книги для детей разнообразны по тематике, по оформлению, жанру или настроению. Нельзя допускать, чтобы книжки воспринимались ребенком только как развлечение или только как обучение.
Следующий вид чтения — самостоятельное чтение. Ваш ребенок научился читать! Он уже осмысленно «тычет в книжку пальчик». Это очень хорошо!
Первые попытки читать обязательно должны сопровождаться постепенным формированием навыка написания букв, их рисованием. Собственное чтение ребенка носит скорее механический характер: его в большей степени интересует чисто техническая сторона дела — как из букв получаются слова. Поэтому выразительная сторона чтения художественной литературы (способность понимать текст, обращать внимание на его художественные особенности) еще долгое время будут оставаться в ведении взрослого.
В период становления самостоятельного чтения ребенка очень важно создавать дополнительные условия для его речевого развития. В этом вам помогут самые разные детские издания с ребусами, словесными задачами и играми.
Помогите вашему ребенку научиться ориентироваться в книжном мире: научите выбирать книжки на полках вашей домашней библиотеки, расскажите о их тематике, о ваших любимых книгах, проведите экскурсию в районную библиотеку, рассказывайте малышу об авторах книг, об иллюстраторах.
И, наконец, последний вид чтения — творческое чтение. Именно оно является основным средством развития ребенка: развития его речи, мышления, памяти, воображения, способности к восприятию художественной литературы. А начинать развитие творческого читателя необходимо с периода опосредованного чтения и не прекращать эти упражнения в период чтения самостоятельного.
|
|
Первое обязательное условие — картинки в книжке как зрительная опора для восприятия ребенком услышанного им словесного образа. Анализируйте иллюстрации, изображенных на них героев, цветовое решение, предлагайте пересказать изображенный на картинке эпизод, пофантазировать, создать собственную иллюстрацию к произведению.
Творческое отношение к чтению должно формироваться и на интонационном уровне. Предлагайте ребенку различные варианты прочтения одного и того же стихотворения (весело, задумчиво, возмущенно), вовлекайте его в игру интонаций — учите воспринимать эмоциональную сторону художественной речи.
Пытайтесь «разыгрывать» с ребенком отрывки из сказок, используя для этого кукол и игрушки (или просто читая по ролям), ставьте семейные мини-спектакли (по всем правилам театрального искусства!). Этот вид творчества — один из самых сложных, но и самых привлекательных для детей, так как в его основе лежит игра.
Конечно, чтение художественной литературы должно быть в первую очередь удовольствием. Но... Современные дети не любят читать. Психологи советуют: не надо заставлять ребенка читать насильно, чтением нужно заинтересовывать. Причем с раннего детства. И желательно — своим собственным примером.
Пусть книга войдет в круг семейных хобби, а забытые традиции вечеров семейного чтения возродятся.