От слушателя — к читателю. Советы родителям

Проверка техники чтения

Проверка в I полугодии

Текст №1 Куница

Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.

(51 слово. В. Чаплина)

 

Текст №2 Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

(59 слов. И. Соколов-Микитов)

 

Текст №3 Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

(57 слов. К. Ушинский)

 

Текст №4. Лев, медведь и лисица (проверка в октябре)

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

(35 слов. Л. Толстой)

Текст №5. Барсуки (проверка в октябре)

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

(47 слов. И. Аксенов)

 

Текст №6. Золотой подснежник (проверка в декабре)

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

(51 слово. К. Пронин)

 

Текст №7

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.

С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.

(47 слов)

 

Текст №8. Чудесная елка (проверка в декабре)

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

 

(61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Проверка во II полугодии

Текст №1 Может ли дерево взлететь?

(Сказка).

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

(63 слова. Дж. Родари)

 

Текст №2 Первая гроза

Пришла черная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.

(64 слова. А. Митяев)

 

Текст №3 Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

(68 слов. Е. Житков)

 

Текст №4. Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

(52 слова. Е. Чарушин)

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О КНИГАХ И ЧТЕНИИ

Книга — друг человека.

Книга книгой, да своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала, а ума придала.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Книги читать — скуки не знать.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книги читать — не в ладушки играть.

Одна книга тысячу людей учит.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Испокон века книга растит человека.

С книгою жить — век не тужить.

Дом без книги — день без солнца.

 

 

ОТ СЛУШАТЕЛЯ — К ЧИТАТЕЛЮ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим детям, но мало кто задумы­вается о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застаре­лых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

Чтение вслух (опосредованное чтение) — это первый вид чтения, с которым зна­комится ребенок. Причем этот вид чтения не теряет своего значения и тогда, когда ребенок начинает читать сам, и когда он уже научился достаточно бегло читать.

Чтение вслух — задача не из легких. Взрослому нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев про­изведения, соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихотворение о детях), делая его более доступным и понятным, следить за реак­цией ребенка. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий.

Необходимо также помнить о том, что книги для детей разнообразны по тематике, по оформлению, жанру или настроению. Нельзя допускать, чтобы книжки воспри­нимались ребенком только как развлечение или только как обучение.

Следующий вид чтения — самостоятельное чтение. Ваш ребенок научился чи­тать! Он уже осмысленно «тычет в книжку пальчик». Это очень хорошо!

Первые попытки читать обязательно должны сопровождаться постепенным фор­мированием навыка написания букв, их рисованием. Собственное чтение ребенка носит скорее механический характер: его в большей степени интересует чисто тех­ническая сторона дела — как из букв получаются слова. Поэтому выразительная сторона чтения художественной литературы (способность понимать текст, обращать внимание на его художественные особенности) еще долгое время будут оставаться в ведении взрослого.

В период становления самостоятельного чтения ребенка очень важно создавать дополнительные условия для его речевого развития. В этом вам помогут самые раз­ные детские издания с ребусами, словесными задачами и играми.

Помогите вашему ребенку научиться ориентироваться в книжном мире: научите выбирать книжки на полках вашей домашней библиотеки, расскажите о их тема­тике, о ваших любимых книгах, проведите экскурсию в районную библиотеку, рас­сказывайте малышу об авторах книг, об иллюстраторах.

И, наконец, последний вид чтения — творческое чтение. Именно оно является основным средством развития ребенка: развития его речи, мышления, памяти, во­ображения, способности к восприятию художественной литературы. А начинать развитие творческого читателя необходимо с периода опосредованного чтения и не прекращать эти упражнения в период чтения самостоятельного.

Первое обязательное условие — картинки в книжке как зрительная опора для восприятия ребенком услышанного им словесного образа. Анализируйте иллюстра­ции, изображенных на них героев, цветовое решение, предлагайте пересказать изоб­раженный на картинке эпизод, пофантазировать, создать собственную иллюстрацию к произведению.

Творческое отношение к чтению должно формироваться и на интонационном уровне. Предлагайте ребенку различные варианты прочтения одного и того же сти­хотворения (весело, задумчиво, возмущенно), вовлекайте его в игру интонаций — учите воспринимать эмоциональную сторону художественной речи.

Пытайтесь «разыгрывать» с ребенком отрывки из сказок, используя для этого кукол и игрушки (или просто читая по ролям), ставьте семейные мини-спектакли (по всем правилам театрального искусства!). Этот вид творчества — один из самых сложных, но и самых привлекательных для детей, так как в его основе лежит игра.

Конечно, чтение художественной литературы должно быть в первую очередь удо­вольствием. Но... Современные дети не любят читать. Психологи советуют: не надо заставлять ребенка читать насильно, чтением нужно заинтересовывать. Причем с раннего детства. И желательно — своим собственным примером.

Пусть книга войдет в круг семейных хобби, а забытые традиции вечеров семей­ного чтения возродятся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: