double arrow

Тема 3. Наука и научное исследование


Дело науки — служить людям.

Л. Н. Толстой (1828-1910), русский писатель

3.1.Науки и их классификация.

3.2.Научное исследование и его сущность.

3.3.Этапы проведения научно-исследовательских работ.

3.1. Науки и их классификация

Наука — это исторически сложившаяся и непрерывно раз­вивающаяся система знаний о природе, обществе и мышлении,

об объективных законах их развития.

Предмет науки — формы движущейся материи, и их отра­жения в сознании человека. Исходя из фактов действительнос­ти, наука дает правильное объяснение их происхождению и раз­витию, раскрывает существенные связи между явлениями, во­оружает человека знанием объективных законов реального мира в целях практического применения. В условиях научно­технической революции сложилась единая система: “наука — техника — производство”.

Непосредственные цели науки — получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Основными задачами науки является:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;




3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического исполь­зования полученных знаний.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; прак­тики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следую­щие элементы:

1) объект (предмет) — это та совокупность связей и отно­шений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследовате­ля информации;

2) субъект — конкретный исследователь, научный работ­ник, специалист научной организации, организация;

3) научная деятельность субъектов, применяющих опре­деленные приемы, операции, методы для постижения объектив­ной истины и обнаружения законов действительности.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают следующие науки:

1) о природе — естественные;

2) об обществе — гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании — логика, гносеология, эписте­мология и др.

В Классификаторе направлений и специальностей высше­го профессионального образования выделены следующие науки:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (куль­турология, теология, филология, философия, лингвистика, жур­налистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агро­экономика, статистика, юриспруденция и др.);



3) технические науки (строительство, полиграфия, телеком­муникации, металлургия, горное дело, электроника и микро­электроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехния, ве­теринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе тех­нические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой либо ста­вят ее в один ряд с естественными, техническими и обществен­ными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обна­ружение законов движения действительности, она лишь пользу­ется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и метода­ми исследований всеобщих законов и характеристик всего бес­конечного в пространстве и времени объективного материаль­ного мира.



В Номенклатуре специальностей научных работников, ут­вержденной Министерством образования и науки РФ 25 февра­ля 2009 г., указаны следующие отрасли науки: физико-матема­тические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономичес­кие, философские, филологические, географические, юридичес­кие, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветери­нарные, искусствоведение, архитектура, психологические, соци­ологические, политические, культурология и науки о Земле.

Есть и другая классификация наук. Например, в зависимо­сти от связи с практикой науки подразделяют на фундаменталь­ные (теоретические), которые объясняют основные законы объек­тивного и субъективного мира и прямо не ориентированы на прак­тику, и прикладные, которые направлены на решение техничес­ких, производственных, социально-технических проблем.

В ходе общественного разделения труда выделилось пять взаимосвязанных научных сфер: академическая, вузовая, от­раслевая, производственная и вневедомственная.

В академических и вузовых структурах, прежде всего про­водящих фундаментальные исследования по важнейшим на­правлениям естественных, технических и общественных наук, создают теоретические основы для разработки принципиаль­но новых видов техники и технологии, а также выполняют с участием отраслевой и заводской науки поисковые и высоко­эффективные прикладные научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы отраслевого и межотраслевого ха­рактера.

К отраслевым научным учреждениям относят головные научно-исследовательские институты, конструкторские орга­низации, а также опытные производства и станции, подчиняю­щиеся непосредственно министерствам и ведомствам, научно­технические центры, межотраслевые научно-технические ком­плексы, научно-производственные объединения, селекционные центры, зональные сельскохозяйственные станции и др. Эти учреждения определяют научно-технический уровень произ­водства в отрасли, создают высокоэффективные комплексы машин, оборудования, приборов и материалов, разрабатывают технологические процессы, получают новые сорта растений, породы животных и т. д. Отраслевые научные учреждения под­чиняются соответствующим органам управления, отвечающим за проведение единой научно-технической политики.

Производственная наука развивается в центральных завод­ских лабораториях, специальных и опытно-конструкторских бюро, отделах главного конструктора, экспериментальных и опытных цехах и пр. Цели производственной науки — повышать технический уровень и улучшать организацию производства, совершенствовать технологию, получать продукцию высокого качества, обеспечивать ее конкурентоспособность и своевремен­но обновлять.

В последние годы получает развитие вневедомственная наука. Она реализуется преимущественно в малых формах: консультативных структурах, научно-технических организа­циях, научных и инженерных обществах, научных кооперати­вах, центрах экспертизы, научно-технического творчества молодежи и др.

3.2. Научное исследование и его сущность

Формой существования и развития науки является науч­ное исследование. В ст. 2 Федерального закона “О науке и госу­дарственной научной политике” дано следующее понятие: на­учная (научно-исследовательская) деятельность — это деятель­ность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование — это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практи­ку полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом — струк­тура системы, взаимодействие ее элементов, различные свой­ства, закономерности развития и т. д.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные иссле­дования: бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюдже­та РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследо­вания финансируются организациями-заказчиками по хозяй­ственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполнятся по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных правовых актах о науке научные исследо­вания делят по целевому назначению: на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

В Федеральном законе от “О науке и государственной на­учно-технической политике” даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования — это экспери­ментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строе­ния, функционирования и развития человека, общества, окру­жающей природной среды.

Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельнос­ти людей.

Научные исследования в сфере социально-экономичес­ких наук зачастую представляют собой сочетание двух на­званных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-­прикладными.

Поисковыми называют научные исследования, направлен­ные на определение перспективности работы над темой, отыс­кание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундамен­тальных и прикладных исследований.

По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описа­тельное, экспериментально-аналитическое, историко-биогра­фическое исследование и исследование смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования: те­оретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с использо­ванием логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анали­зируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно явля­ется подчиненным. Структурными компонентами теоретичес­кого познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема — это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чер­тами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в по­знании противоречия;

4) пути решения проблемы неизвестные.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза — это предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать впол­не доказанным. Потребность в гипотезе возникает в науке, ког­да неясна связь между явлениями, причина их, хотя и извест­ны многие обстоятельства, предшествующие или сопутствую­щие им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и на­стоящего сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение гипотезы на основе определенных факторов — это первый шаг.

Сама гипотеза требует проверки и доказательства предпо­ложения о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требова­ниям:

1) соответствие фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с дан­ными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с уже имеющимся научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т. е. из гипотезы дол­жно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обла­дать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т. е. она не должна содержать никаких произ­вольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и про­гнозные. Описательная гипотеза — это предположение о суще­ственных свойствах объектов, характере связей между отдель­ными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза — это предположение о причин­но-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза — это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Теория — это логически обобщенное знание, концептуаль­ная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следу­ющими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория — это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объяс­няет их, т. е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т. д.

4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обосно­ваны, доказаны.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, фи­зические, химические, психологические, этические и прочие теории. Есть и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, прин­ципы и т. д.);

2) идеализированный объект, т. е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и свя­зей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории — совокупность определенных правил и способов доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в каче­стве следствий из данной теории.

Структуру теории образуют понятия, категории, научные термины, суждения, принципы, аксиомы законы, научные по­ложения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие — это мысль, отражающая существенные и не­обходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория — это общее, фундаментальное понятие, отра­жающее наиболее существенные свойства и отношения пред­метов и явлений. Категории бывают философскими, общенауч­ными и относящимися к отдельной отрасли науки.

Научный термин — это слово или сочетание слов, обозна­чающее понятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий, которые используются в определен­ной науке, образует ее понятийный аппарат. Так, например, в юридических науках применяются специальные юридические понятия и существует свой понятийный аппарат. Юридические понятия могут быть закреплены в нормах права или не закреп­лены в нем, но могут иметь правовое значение (например, поня­тия нормы права, юридического факта, правоотношения).

Суждение — это мысль, в которой утверждается или отри­цается что-либо, например: “все планеты вращаются вокруг Солнца”, “если число делится на десять, то оно делится и на пять”.

Принцип — это руководящая идея, основное исходное по­ложение теории, учения, мировоззрения, теоретической про­граммы. Принципы бывают теоретическими и методологичес­кими. Например, при проведении теоретических исследований в области права следует руководствоваться, четырьмя принци­пами законности: верховенства закона, всеобщности, целесооб­разности и реальности законности. Следует учитывать методо­логические принципы диалектического материализма: отно­ситься к действительности как к объективной реальности, от­личать существенные признаки изучаемого объекта от второ­степенных, рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении.

Аксиома — это положение, которое является исходным, недоказываемым в данной теории и из которого выводят все ос­тальные предположения по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательств. Общеизвестной, напри­мер, является аксиома о параллельных линиях (не пересекают­ся), которая принята в геометрии без доказательств.

Закон — это объективная, существенная, внутренняя, не­обходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основа­ниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия — всеобщие, общие и частные.

Закономерность — это:

1) совокупность действия многих законов;

2) система существенных, необходимых общих связей, каж­дая из которых составляет отдельный закон.

Так, существуют определенные закономерности преступ­ности в мировом масштабе:

1) ее абсолютный и относительный рост;

2) отставание социального контроля над нею.

Положение — это научное утверждение, сформулирован­ная мысль. Примером научного положения является утверж­дение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипо­тезы, диспозиции и санкции.

Учение — это:

1) совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности;

2) система воззрений какого-либо ученого или мыслителя, например учение Дарвина.

Идея — это:

1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории;

3) мысль, замысел;

4) основная мысль чего-либо, например художественного или научного произведения и т. д.

Концепция — это определенный способ понимания, трак­товки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точ­ка зрения, руководящая идея для их освещения. Термин “кон­цепция” употребляется и для обозначения основного замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, техни­ческой, политической и других видах деятельности.

Эмпирический уровень исследования характеризуется пре­обладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теорети­ческого познания присутствуют, но имеют подчиненное значе­ние.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предоп­ределяется, направляется теорией.

Структуру эмпирического уровня исследования составля­ют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

Понятие “факт” употребляется в нескольких значениях:

1) объективное событие, результат, относящийся к объек­тивной реальности (факт действительности) либо к сфере со­знания и познания (факт сознания);

2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истинна);

3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Например, в юридических науках к фактам действительности можно отнести нормативные акты, юридические факты, преступность, правотворчество и т. д., а к фактам сознания — правосознание граждан, законодателя, пра­воприменителей.

Эмпирическое обобщение — это логический процесс пере­хода от единичного к общему, от общего к более общему знанию.Например, переход от понятия “теплота” к понятию “энергия”, а также результат этого процесса: обобщенное понятие, сужде­ние, закон науки, теория.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. К. Маркс писал, что “преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации та­кую же закономерность, как явления природы”.

3.3. Этапы проведения научно-исследовательских работ

Для успеха научного исследования его необходимо правиль­но организовать, спланировать и выполнять в определенной пос­ледовательности. Эти планы и последовательность действий за­висят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на экономические или технические темы, то вна­чале разрабатывается основной предплановый документ — тех­нико-экономическое обоснование, а затем осуществляются тео­ретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.

Применительно к работам на экономические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследова­ний;

3) работа над рукописью и ее оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.

Представляется необходимым сначала дать общую харак­теристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований.

Первый этап (подготовительный) включает в себя: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разра­ботку плана или программы научного исследования; подготов­ку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обо­сновываются причины ее разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведен­ных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изу­чены и каковы получены результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они не­достаточны. Особое внимание уделяется не решенным вопро­сам, обоснованию актуальности и значимости работы. Разраба­тывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.

Второй этап (исследовательский) состоит из систематичес­кого изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов, проведения теоретических и эмпиричес­ких исследований, обработки, обобщения и анализа полученных данных, объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических реко­мендаций и предложений.

Третий этап включает в себя: определение композиции (по­строения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и ее редактирование; оформление текста, в том числе списка ис­пользованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов иссле­дования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы (например, дипломные рабо­ты студентов) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность и в учебный процесс.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы цель и задачи науки?

2. Дайте классификацию наук.

3. Дайте понятие фундаментальным, прикладным и поис­ковым исследованиям.

4. Раскройте содержание проблемы, гипотезы и теории как структурных компонентов теоретического познания.

5. Раскройте содержание понятия, категории, закона, кон­цепции, аксиомы, принципов как структурных компонентов те­ории познания.

6. Перечислите этапы научно-исследовательской работы и дайте общую характеристику каждому из них.







Сейчас читают про: