Студент должен уметь: а-3

Национальный медицинский университет им. акад. А.А. Богомольца

Кафедра инфекционных болезней

 

 

Утверждено

на методическом совещании

“____” _____________ 20__ г.

“____” _____________ 20__ г.

“____” _____________ 20__ г.

“____” _____________ 20__  г.

“____” _____________ 20__ г.

 

Зав. кафедры, д.мед.н.                                                           Голубовская О.А.

 

 

Методическая разработка

для организации самостоятельной работы студентов

V курса медицинских факультетов (по теме, котораявошлав план аудиторной подготовки).

Тема №1 

Брюшной тиф. Паратифы. Кишечныйиерсиниоз, псевдотуберкулез. Ботулизм

Брюшной тиф.Паратифы

 

Г.

Тема «Общая характеристика группыинфекционныхболезнейспреимущественно фекально-оральным механизмом передачи.

Брюшной тиф. Паратифы А и В»

1.Актуальность темы:

Заболевания инфекционными болезнями с преобладанием фекально-орального механизма передачи уступают по распространенности в мире только капельным инфекциям.Общими чертами группы инфекционных болезней с преобладанием фекально-орального механизма передачи (кишечными) являются:

Механизм передачи - фекально-оральный.

Пути передачи - пищевой, водный, бытовой.

Восприимчивость, как правило, общая.

Иммунитет после перенесенной болезни, как правило, непродолжительный и неустойчивый.

Часть возбудителей этой группы за пределы кишечника, как правило, не выходит (холерный вибрион, шигелла, балантидий и др.). В клинической картине таких болезней преобладает диарейной синдром.

Другая часть возбудителей в различные фазы патогенеза выходит за пределы пищеварительного тракта, проникая в другие органы и ткани (тифозные и паратифозные сальмонеллы, гистолитическая амеба, иерсинии и др.). Органная патология в этих случаях обусловлена ​​внекишечным расположением возбудителя и действием их токсинов. Иногда диарейного синдрома у них не бывает.

Брюшной тиф и паратиф А и В часто объединяют в понятие «тифо-паратифозные заболевания». Это схожие между собой бактериальные заболевания антропонозный этиологии с фекально-оральным механизмом передачи, вызываемые бактериями рода Salmonella, с первичным поражением лимфатического аппарата тонкой кишки и клеток СМФ, бактериемией с развитием ведущих клинических проявлений – лихорадки, интоксикации с преобладанием процессов торможения работы нервной системы, расстройств вегетативной иннервации и функции кишечника, гепатоспленомегалии, характерной сыпи. Брюшной тиф и паратифы встречаются повсеместно, но наиболее распространены в странах Африки, Южной Америки, Азии. Актуальность их обусловлена ​​отсутствием настороженности со стороны врачей к этой патологии, тяжестью течения, сложностью ранней диагностики, риском возникновения тяжелых осложнений, которые могут угрожать жизни больного (летальность от осложнений достигает 30% и выше), формированием резистентности возбудителя к различным препаратам.
Распространению этих болезней способствуют отсутствие эффективных методов санации носителей S. typhi – основного источника инфекции (хроническое носительство возбудителя формируется у 2-4% реконвалесцентов), устойчивость возбудителя в окружающей среде, фекально-оральный механизм передачи, склонность болезни к эпидемическому распространению, особенно в регионах с низким социальным и санитарно-гигиеническим уровнем, в условиях экологических проблем, достаточно высокая восприимчивость человека к болезни.

Распространению тифо-паратифозных заболеваний в Украине способствуют развитие туризма, международных контактов, иммиграционные процессы (особенно – из стран азиатского региона), низкий социальный и санитарно-гигиенический уровень определенных слоев населения, стихийные бедствия (наводнения в западных областях и т.п.), недостатки коммунальных служб, отсутствие должной настороженности, а часто и соответствующих знаний, среди врачей.


Учебные цели занятия (с указаним уровня усвоения, который планируется)

2.1. Студент должен иметь представление (ознакомится): a-1

· Меть представление: о месте брюшного тифа, паратифа А и В в структуре инфекционных болезней, историю изучения, вклад отечественных ученых, в том числе сотрудников кафедры инфекционных болезней НМУ, в историю исследований в этой области.

· Ознакомится: со статистическими данными о распространенности брюшного тифа и паратифа А и В, летальности, частоты осложнений, бактерионосительства в Украине и в мире в современных условиях.

2.2. Студент должен знать:                                                        а-2

· этиологию тифо-паратифозных заболеваний, факторы патогенности возбудителей;
эпидемиологии брюшного тифа и паратифа;

· патогенез;

· клинические проявления брюшного тифа при типичном течении;

· клинические особенности паратифа;

· патогенез, срок возникновения и клинические проявления осложнений тифо-паратифозных заболеваний;

· лабораторную диагностику;

· принципы лечения;

· тактику в случае возникновения неотложных состояний;

· прогноз;

· принципы профилактики тифо-паратифозных заболеваний.


Студент должен уметь:                                                  а-3

· соблюдать основные правила работы у постели больного брюшным тифом, паратифом;

· собрать анамнез болезни с оценкой эпидемиологических данных;
обследовать больного и выявить основные симптомы и синдромы брюшного тифа, обосновать клинический диагноз для своевременного направления больного в стационар;

· на основе клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения тифо-паратифозных заболеваний, неотложные состояния;

· оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза «брюшной тиф», «паратиф» (экстренное извещение в районное эпидемиологическое отделение);

· составить план лабораторного и дополнительного обследования больного;

· интерпретировать результаты лабораторного обследования;

· анализировать результаты специфических методов диагностики в зависимости от материала и срока болезни;

· составить индивидуальный план лечения с учетом эпидемиологических данных, стадии болезни, наличия осложнений, тяжести состояния, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии;

· оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе;

· составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции;

· дать рекомендации относительно режима, диеты, обследования, наблюдения в периоде реконвалесценции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: