Концепции элитарной культуры

Темы для обсуждения

По одной из них написать реферат

1. Содержательная характеристика понятия «культура».Определение понятия «культура»

Культура как феномен особого рода, как особый класс общественных отношений. Связь культуры со всеми сторонами общественной жизни. Интегральная культура.

Материальная и духовная культура. Многозначность понимания современного толкования понятия «культура. Диахронный и синхронный срезы в культуре.

Анализ определений понятия «культура» в работах отечественных т зарубежных ученых..

Категории теории культуры.

Категориитеории культуры как наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, изучающих культурные феномены и разрабатывающие методологии и методы их познания.

Два пути формирования категориального аппарата теории культуры.

Наиболее распространенные и употребляемые категории теории культуры: культурные объекты; культурные процессы; культурные свойства культурные функции; культурные модальности; культурные значения; культурные обозначения; культурные ценности; культурные нормы; культурная среда; субъекты культуры и их устойчивые коллективы; процессы и результаты усвоения культуры индивидами; культурная мотивация; культурообусловленное поведение и сознание людей; культурные аспекты специализированных областей деятельности; культурные институты; культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления; социальная типология культуры; культурно-историческая типология; межкультурные взаимодействия и другие.

3. Цивилизация, общество, культура.

Цивилизация как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе.

Цивилизация как тип культуры и общества.

Культура и цивилизация как синонимы, составляющие противоречивое единство, связанные между собой и нетождественны. Цивилизация как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального состояния общества, как уровень развития материальной и духовной культуры или тип культуры, как процесс культурного и интеллектуального развития, как современное общество с его комфортом.

Три смысла интерпретации понятия «цивилизация».

Цивилизация как совокупность исторических, географических, социокультурных и других особенностей конкретного общества, народа, страны.

4. Разнообразие типов и типологии культуры

Тип и типизация культуры Динамика развития культурно-исторических типов. Механизмы культурно-исторического развития. Морфология культурно-исторического типа и его основные параметры.

Транзитивный или переходный тип культурно-исторического развития.

Формационный, динамический, статистический, региональный, религиозный, расово-национальный принципы типологизации.

Схема культурно-исторической типологии..

Культурно-исторический тип как модель, формула, синтезирующая главные, наиболее характерные и типичные черты культуры.

Проблемы региональной и исторической типологии культуры. Этнос как признак размежевания культур: евроцентризм, америкацентризм, азиацентризм, негритюд. Возможность типологии культуры по вероисповеданию. Идея форумности культур

Типологизация культуры в научном сообществе.

Типология Культуры Н.Данилевского, Тойнби, Сорокина,Шпенглер и др.

).

Семиотические концепции теории культуры

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах. Язык культуры как текст. Ч.Пирс и Ф.де Соссюр – основатели семиотического анализа культуры. Э.Кассирер и его работа «Философия символических форм». Культура как символическая Вселенная». Символ, знак, значение как категории культуры. Естественные и искусственные языки культуры.

К.Леви-Строс о символическом языке мифов, ритуалов, масок, тотемизма, запретов. Терминов родства. А.Ф.Лосев и его работы «Проблема символа в реалистическом искусстве», «Знак.Символ.Миф».

Тартуско-московская школа семиотики: Ю.М.Лотман, Б.Ф.Егоров, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, П.Г.Богатырев и др.

Ю.М.Лотман о культуре как семиосфере (анализ работ).

Р.Барт о семиотическом анализе массовой культуры в работе»Система моды»

У.Эко о знаковой природе языка в работах «Трактат по общей семиотике». «Путешествие в гиперреальность

 

6. Философская герменевтика и проблема границ интерпретации в знании о культуре

Герменевтические исследования, восходящие к Дильтею, видевшему в герменевтике универсальную методологию "понимающих" наук, и их связь с творчеством Хайдеггера, Гадамера и Рикёра. Тождество понимания и интерпретации.представление как о самом Механизм понимания (герменевтический круг и "предрассудок" у Гадамера) и понимающий субъект (понимание как сотворчество). Новая актуализация текста как приоритетного объекта понимания. Культура как текст, как определенный смысловой "вызов" интерпретатору

 

 

Игра в исследовательском поле теории культуры

Сущность игры как явления культуры. Многозначность форм игры в разных сферах жизни: математические, деловые, театрализованные, спортивные, педагогические, детские и др. Игры труда и общения. Смысл и значение игры в культуре разных народов Игра как способ развития творческих и духовных потенциалов личности.

Й.Хейзинга и его работа Homo Ludens «Человек играющий». Основные контуры культурологической концепции игры у Й.Хейзинга. Главные признаки игры по Й.Хейзинга. Игра как свободная и добровольная деятельность. Игровые формы искусства. Тенденция постепенного уменьшения игрового элемента в культуре. Утрата игровой культуры в современном обществе.

Концепции элитарной культуры

Наследие Просвещения и роль эпохи в становлении идеи элитарности культуры.. Элита - от франц. — лучшее, отборное, избранное — производитель и потребитель элитарной культуры. Элита как особый слой общества, наделенный специфическими духовными способностями, как часть общества, способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками.

Типология элиты: политическая, административная, коммерческая, военная, творческая и т.д. Субкультуры элит и их ценностно-смысловые ориентации. Корпоративная культура.

Основные элементы элитарной концепции культуры в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Основополагающий труд А. Шопенгауэра “Мир как воля и представление”, в котором автор делит человечество на две части: “людей гения” (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и “людей пользы” (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность). Труды Ф. Ницше “Рождение трагедии из духа музыки” (1872), “Человеческое, слишком человеческое” (1878), “Веселая наука” (1872), “Так говорил Заратустра” (1884), в которых автор выдвигает элитарную концепцию идеи “сверхчеловека”, имеющего привилегированное положение в обществе и наделенного уникальной эстетической восприимчивостью. Резюме идей А. Шопенгауэра и Ф. Ницше в элитарной культурологической концепции испанского философа Х. Ортега-и-Гассета (“Дегуманизация искусства”, 1925 г.). Дегуманизация как основа нового искусства. Новое искусство как чисто художественное искусство. Элита — по Х. Ортега-и-Гассета — не родовая аристократия, не привилегированные слои общества, а часть общества, которая обладает особым “органом восприятия”. обладает особым “органом восприятия”.

В.Парето о «круговороте» и типологии элит. Ч.Миллс и его книга «Властвующая элита»

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуру, как реакция на сложившиеся в искусстве процессы. Примеры элитарного искусства: художественное объединение “Мир искусства” (рубеж веков). С. Дягилев и А. Бенуа как лидеры “мирискусников”, которые в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше пришли к идее абсолютизации личности творца.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: