Массовая культура и ее концепции

Массовое общество. Массовое сознание. Массовые коммуникации. Массовая культура. Диагноз состояния европейской цивилизации.. Открытие " массового человека" и прояснение сути массовой культуры, как естественное порождение "фаустовской" цивилизации.

Причина кризиса европейской цивилизации, по Ортеги-и-Гассет - это восстание масс, экспансия масс, навязывающих свою волю, жизненные ценности, представления о смысле бытия творческому меньшинству, которое испокон века занималось производством и сохранением высших духовных ценностей.

"Масса" - это не народ, это множество людей, не обладающих никакими достоинствами, не способных к созидательной творческой деятельности. "Масса - это "средний человек", лишенный подлинной культуры, не стремящийся к познанию первооснов, не ищущий ответов на кардинальные вопросы бытия. Массовая и элитарная культура как две социальные формы существования культуры, выделенные учеными, отражающими особенности производства и потребления культурных ценностей. Массовая культура как культура повседневной жизни, предоставленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой коммуникации и информации; как вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Точки зрения на появление “массовой культуры”.

Массовая культура конца XIX — начала XX века как классический вариант предпосылок возникновения и развития этого феномена. З. Бжезинский и его высказывание по поводу появления массовой культуры. Массовизация как особенность культуры XX века. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет (1883—1955) и его подробный анализ “массы” в работе “Восстание масс” (1930). Д. Белла и его книга “Конец идеологии” (1960). Пять значений понятия “масса” по Д. Беллу: масса как недифференцированное множество; масса как синоним невежества; масса как механизированное общество; масса как бюрократическое общество; масса как толпа. Масса как воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. М. Маклюэн (1911—1980) и его книга “Галактика Гутенберга”, “Понимание средств связи”, “Культура наше дело”. К. Маркс и его “Капитал” об истоках распространения массовой культуры в современном мире. Э. Морен и его книга “Дух времени” (1962) о “среднем классе” как новом общественном слое в современном мире, который стал стержнем жизни индустриального общества и сделал столь популярной массовую культуру.

Отказ от рационального начала в массовой культуре как причина мифологизации человеческого сознания, мистифицирования реальных процессов, происходящих в природе и в обществе. Цель массовой культуры — стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя), что формирует особый тип пассивного, некритического восприятия культуры у человека. Имидж как основной образ массовой культуры, стимулирующий идолопоклонничество. Социальные функции массовой культуры: иллюзорно-компенсаторская, отвлечение масс от социальной активности, приспособление масс к существующим условиям, конформизм. Философские основы массовой культуры. Философия Фрейда З. как фундамент современной массовой культуры: учение о врожденных бессознательных структурах — инстинктах. “Фрустракция” как неосознанная ненависть индивида к обществу, выражающаяся в агрессивности.

Э. Фромм — американский философ и социолог и его книга “Бегство от свободы”, где нарисован образ маленького человека — героя нашего времени.

Современный кинематограф и фильмы-ужасы. Акты жестокого терроризма и похищения людей на экранах кино и телевидения.

“Мертвая” и “живая” культура масс (Р. Хоггарт). “Мертвая культура” как культура насквозь коммерческая по духу, ориентирована на пассивное потребление ее массами, игнорирующая потребности личности и использующая власть в целях массового внушения нужных стереотипов поведения. “Живая культура” и ее содержание. Массовое сознание как феномен массовой культуры, как реальное отражение существующей материальной, духовной, художественной жизни общества.

Француз Ж. Эллюль как представитель плеяды современных ученых, которые утверждают, что развитие техники превратилось в самоцель, что она уничтожила традиционные ценности всех без исключений обществ и создала единую “выхолощенную” культуру. Наркотический характер массовой культуры. Г. Андрес, М. Хоркхаймер, Р. Бауэр о современной массовой коммуникации, определяя ее как индустрию грез, а культуру —резервуаром тайных символов иллюзорных знаков и образов.

Постмодернистские практики анализа текстов культуры

Причины формирования постмодернизма в культуре 20 века. Многозначность термина и различие национальных школ постмодернизма. Эклектическое смешение разных языков мировой художественной культуры. Преобладание асимметрии, ассонансов, новой фигуративности и отрицание гармонии. Интерес к безобразному, парадоксальному, ироничному.

Стирание граней между видами и жанрами искусства, конструирование предметов по принципу дизайна и аппликации.

Синтез в предметах искусства элементов разных культур. Теоретические конструкции Ж.Бодрийяра (Система вещей»), Ж.Делеза («Ризома»), Ж.-Ф.Лиотара («Состояние (ситуация) постмодерн»).

М.Фуко и его «Археология знания», «История безумия в классическую эпоху»

Терминология постмодернизма: дискурс, деконструкция, ризома, шизоанализ, трансфер, коллаж и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: