Содержание учебного материала

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ»

“Утверждено” на методическом заседании кафедры факультетской педиатрии  и медицинской генетики   “____”____________2012 г
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор А.Е.Абатуров  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ПЕДИАТРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

IV КУРСА

 

Учебная дисциплина Факультетская педиатрия
Модуль № 2
Тематический модуль 6
Тема занятия Инфекции мочевыводящих путей. Определение. Классификация инфекций мочевыводящих путей, дифференциальная диагностика инфекций нижних и верхних мочевыводящих путей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика и прогноз циститов у детей. Определение, этиология, патогенез, классификация клиника, диагностика, лечение, профилактика и прогноз пиелонефритов у детей.
Курс 4
Факультет Медицинский

 

 

       1. Актуальность темы:

       Заболевание почек и мочевыводящих путей в последние годы привлекает внимание специалистов, что в значительной степени связано с распространенностью этой патологии среди взрослых и детей, серьезностью прогноза, интенсивными поисками путей ранней диагностики, новых принципов лечения и профилактики тяжелых осложнений. Среди всех заболеваний мочевой системы доминируют именно микробно-воспалительные поражения, распространенность которых составляет 19,1 на 1000 детского населения (В.Г. Майданник,2002). Успех ранней диагностики, правильно назначенной терапии в значительной степени зависит от знаний будущих врачей основ детской нефрологии.

 

2. Конкретные цели

   

- Выбрать из анамнеза, жалоб данные, отображающие наличие заболеваний почек и мочевыделительных путей

- составить индивидуальную схему диагностического поиска   

- анализировать и сопоставлять анамнестические и данные объективных  методов обследования, выделяя подтверждающие и противоречащие диагнозу синдромы;

- предложить оптимальный объем и последовательность вспомогательных методов обследований   

- исключить наличие лейкоцитурии и бактериурии непочечного происхождения

- провести дифференциальный диагноз между пиелонефритом, гломерулонефритом, циститом, интерстициальным нефритом

- провести дифференциальный диагноз между первичным и вторичным пиелонефритом, острым и хроническим пиелонефритом

- определить активность воспалительного процесса и функциональное состояние почек

- составить индивидуальный план лечения

- предложить схему диспансерного наблюдения для больного с пиелонефритом

 

Базовый уровень подготовки

Название предыдущих дисциплин Получены навыки
1.Нормальная анатомия Описывать строение почек и мочевыводящей системы и уметь изобразить ее схематически
2. Гистология и эмбриология Демонстрировать особенности эмбриологического строения почек у детей
3. Патологическая анатомия Определить морфологические изменения в тканях почек при гломерулонефрите и пиелонефрите
4. Нормальная физиология Определить общие механизмы основных функций почек
5. Патологическая физиология Определить компенсаторные механизмы мочевой системы при воспалительных и иммунокомплексных процессах
6. Биохимия Определять и интерпретировать основные биохимические показатели функционального состояния почек
7. Пропедевтика педиатрии · - Анализировать анатомо-физиологические особенности мочевыделительной  системы у детей в зависимости от возраста и их клиническое значение; · - Объяснять особенности ембриогенеза мочевыделительной системы у детей на происхождение врожденных аномалий развития почек и мочеточников · - Собрать анамнез у больного ребенка или его родителей с выделением жалоб екстраренального и ренального происхождение. · - Проводить объективное обследование мочевыделительной системы, · - Трактовать изменения показателей лабораторных методов исследования (общего анализа мочи, анализа мочи по Нечипоренко, анализа мочи по Зимницкому, анализа мочи на бактериурию у детей разного возраста, общего анализа крови, биохимического анализа крови)  
8. Фармакология Объяснить принцип назначения антибактериальных препаратов и уросептиков исходя из особенностей детского возраста, их нефротоксичности, антибиотикорезистентности
9. Микробиология и вирусология Учитывать при выборе антимикробного препарата особенности цикла развития и размножения возбудителей, микробиоциноз кишечника.

 

Задания для самостоятельной работы.

 

4.1. Вопросы к занятию.

1. Назовите анатомо-физиологические особенности почек у детей.

2. Назовите анатомо-физиологические особенности мочеточников у детей.

3. Назовите анатомо-физиологические особенности мочевого пузыря у детей.

4. Назовите анатомо-физиологические особенности

 

4.2. Практические задания, которые выполняются на занятии:

1. Сбор анамнеза у детей с заболеваниями мочевыделительной системы.

2. Беседа с родственниками больного ребенка.

3. Сбор семейного анамнеза у родственников больного ребенка.

4. Общий осмотр ребенка с учетом его возрастных особенностей.

5. Интерпритация различных анализов мочи

6. Знакомство с  рентгенограммами (экскреторная урография, микционная цистография) учитывая анатомические особенности строения мочевыделительной системы у детей.

7. Решение ситуационных задач.

Содержание учебного материала

 

ИМП у детей – группа заболеваний инфекционно – воспалительного происхождения одного или нескольких сегментов мочевого тракта от периренальной фасции до наружного отверстия уретры без конкретной локализации патологического процесса.

В последующем ИМП включена в «Международную классификацию болезней» (МКБ–10, Женева 1995) в качестве самостоятельной нозологической формы. Полное название по МКБ–10: шифр N–39.0. – инфекция мочевыводящих путей без установленной локализации. По мнению экспертов, ВОЗ, первичная, неосложненная и относительно быстро проходящая манифестация ИМП не требует проведения специальных методов исследования. В тоже время эксперты ВОЗ рекомендуют – при повторении эпизода ИМП пациент должен обязательно пройти полное клиническое исследование для установления топического диагноза.

 

Определение и классификация. ИМП у детей может протекать в виде клинически значимой самостоятельной инфекции, имеющей конкретную клиническую картину, и асимптоматической (асимптомной) бактериурии.

 

       Диагноз ИМП у ребенка устанавливается при наличии клинических проявлений заболевания и по данным бактериологического исследования мочи. Речь идет о бактериурии, если в моче, взятой из средней порции при естественном мочеиспускании, бактериурия составляет 105 и более КОЕ в 1 мл, или в моче, полученной при катетеризации мочевого пузыря, – 103 и более КОЕ в 1 мл, или в моче, полученной способом надлобковой пункции – любое количество микробных тел в 1 мл.

 

Диагноз асимптоматической (скрытой) бактериурии (АБУ) в качестве самостоятельного правомочен, если у ребенка нет никаких симптомов заболевания, а степень бактериурии при любом из вышеописанных способов забора мочи аналогична, как и при ИМП.

 

В зависимости от основного критерия, который положен в основу разделения всей совокупности ИПМ на группы, выделяют:

 

по локализа-ции условия развития  ИМП по органной принадлеж-ности В ависимости от клинических проявлений По характеру клинического течения ИМП В зависимости от вида возбудителя
•Инфекции верхних мочевых путей (острый и хронический пиелонефрит)   • инфекции нижних мочевых путей (уретрит, цистит).   •неосложненные •осложнен-ные •пиелонеф-риты, •циститы, •уретриты •бессимптом-ные  •симптомати-ческие   • споради-ческие  • рецидиви-рующие •бактериальная •вирусная •микотическая •невыясненной этиологии

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: