ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ»
“Утверждено” на методическом заседании кафедры факультетской педиатрии и медицинской генетики “____”____________2012 г |
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор А.Е.Абатуров |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К
ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ПЕДИАТРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
IV КУРСА
Учебная дисциплина | Факультетская педиатрия |
Модуль № | 2 |
Тематический модуль | 6 |
Тема занятия | Инфекции мочевыводящих путей. Определение. Классификация инфекций мочевыводящих путей, дифференциальная диагностика инфекций нижних и верхних мочевыводящих путей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика и прогноз циститов у детей. Определение, этиология, патогенез, классификация клиника, диагностика, лечение, профилактика и прогноз пиелонефритов у детей. |
Курс | 4 |
Факультет | Медицинский |
1. Актуальность темы:
Заболевание почек и мочевыводящих путей в последние годы привлекает внимание специалистов, что в значительной степени связано с распространенностью этой патологии среди взрослых и детей, серьезностью прогноза, интенсивными поисками путей ранней диагностики, новых принципов лечения и профилактики тяжелых осложнений. Среди всех заболеваний мочевой системы доминируют именно микробно-воспалительные поражения, распространенность которых составляет 19,1 на 1000 детского населения (В.Г. Майданник,2002). Успех ранней диагностики, правильно назначенной терапии в значительной степени зависит от знаний будущих врачей основ детской нефрологии.
|
|
2. Конкретные цели
- Выбрать из анамнеза, жалоб данные, отображающие наличие заболеваний почек и мочевыделительных путей
- составить индивидуальную схему диагностического поиска
- анализировать и сопоставлять анамнестические и данные объективных методов обследования, выделяя подтверждающие и противоречащие диагнозу синдромы;
- предложить оптимальный объем и последовательность вспомогательных методов обследований
- исключить наличие лейкоцитурии и бактериурии непочечного происхождения
- провести дифференциальный диагноз между пиелонефритом, гломерулонефритом, циститом, интерстициальным нефритом
- провести дифференциальный диагноз между первичным и вторичным пиелонефритом, острым и хроническим пиелонефритом
- определить активность воспалительного процесса и функциональное состояние почек
- составить индивидуальный план лечения
- предложить схему диспансерного наблюдения для больного с пиелонефритом
|
|
Базовый уровень подготовки
Название предыдущих дисциплин | Получены навыки |
1.Нормальная анатомия | Описывать строение почек и мочевыводящей системы и уметь изобразить ее схематически |
2. Гистология и эмбриология | Демонстрировать особенности эмбриологического строения почек у детей |
3. Патологическая анатомия | Определить морфологические изменения в тканях почек при гломерулонефрите и пиелонефрите |
4. Нормальная физиология | Определить общие механизмы основных функций почек |
5. Патологическая физиология | Определить компенсаторные механизмы мочевой системы при воспалительных и иммунокомплексных процессах |
6. Биохимия | Определять и интерпретировать основные биохимические показатели функционального состояния почек |
7. Пропедевтика педиатрии | · - Анализировать анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей в зависимости от возраста и их клиническое значение; · - Объяснять особенности ембриогенеза мочевыделительной системы у детей на происхождение врожденных аномалий развития почек и мочеточников · - Собрать анамнез у больного ребенка или его родителей с выделением жалоб екстраренального и ренального происхождение. · - Проводить объективное обследование мочевыделительной системы, · - Трактовать изменения показателей лабораторных методов исследования (общего анализа мочи, анализа мочи по Нечипоренко, анализа мочи по Зимницкому, анализа мочи на бактериурию у детей разного возраста, общего анализа крови, биохимического анализа крови) |
8. Фармакология | Объяснить принцип назначения антибактериальных препаратов и уросептиков исходя из особенностей детского возраста, их нефротоксичности, антибиотикорезистентности |
9. Микробиология и вирусология | Учитывать при выборе антимикробного препарата особенности цикла развития и размножения возбудителей, микробиоциноз кишечника. |
Задания для самостоятельной работы.
4.1. Вопросы к занятию.
1. Назовите анатомо-физиологические особенности почек у детей.
2. Назовите анатомо-физиологические особенности мочеточников у детей.
3. Назовите анатомо-физиологические особенности мочевого пузыря у детей.
4. Назовите анатомо-физиологические особенности
4.2. Практические задания, которые выполняются на занятии:
1. Сбор анамнеза у детей с заболеваниями мочевыделительной системы.
2. Беседа с родственниками больного ребенка.
3. Сбор семейного анамнеза у родственников больного ребенка.
4. Общий осмотр ребенка с учетом его возрастных особенностей.
5. Интерпритация различных анализов мочи
6. Знакомство с рентгенограммами (экскреторная урография, микционная цистография) учитывая анатомические особенности строения мочевыделительной системы у детей.
7. Решение ситуационных задач.
Содержание учебного материала
ИМП у детей – группа заболеваний инфекционно – воспалительного происхождения одного или нескольких сегментов мочевого тракта от периренальной фасции до наружного отверстия уретры без конкретной локализации патологического процесса.
В последующем ИМП включена в «Международную классификацию болезней» (МКБ–10, Женева 1995) в качестве самостоятельной нозологической формы. Полное название по МКБ–10: шифр N–39.0. – инфекция мочевыводящих путей без установленной локализации. По мнению экспертов, ВОЗ, первичная, неосложненная и относительно быстро проходящая манифестация ИМП не требует проведения специальных методов исследования. В тоже время эксперты ВОЗ рекомендуют – при повторении эпизода ИМП пациент должен обязательно пройти полное клиническое исследование для установления топического диагноза.
|
|
Определение и классификация. ИМП у детей может протекать в виде клинически значимой самостоятельной инфекции, имеющей конкретную клиническую картину, и асимптоматической (асимптомной) бактериурии.
Диагноз ИМП у ребенка устанавливается при наличии клинических проявлений заболевания и по данным бактериологического исследования мочи. Речь идет о бактериурии, если в моче, взятой из средней порции при естественном мочеиспускании, бактериурия составляет 105 и более КОЕ в 1 мл, или в моче, полученной при катетеризации мочевого пузыря, – 103 и более КОЕ в 1 мл, или в моче, полученной способом надлобковой пункции – любое количество микробных тел в 1 мл.
Диагноз асимптоматической (скрытой) бактериурии (АБУ) в качестве самостоятельного правомочен, если у ребенка нет никаких симптомов заболевания, а степень бактериурии при любом из вышеописанных способов забора мочи аналогична, как и при ИМП.
В зависимости от основного критерия, который положен в основу разделения всей совокупности ИПМ на группы, выделяют:
по локализа-ции | условия развития ИМП | по органной принадлеж-ности | В ависимости от клинических проявлений | По характеру клинического течения ИМП | В зависимости от вида возбудителя |
•Инфекции верхних мочевых путей (острый и хронический пиелонефрит) • инфекции нижних мочевых путей (уретрит, цистит). | •неосложненные •осложнен-ные | •пиелонеф-риты, •циститы, •уретриты | •бессимптом-ные •симптомати-ческие | • споради-ческие • рецидиви-рующие | •бактериальная •вирусная •микотическая •невыясненной этиологии |