Постановка любой задачи заключается в том, чтобы перевести ее вербальное (словесное) описание в формализованную форму. В случае относительно простых задач такой перевод осуществляется в сознании человека, который не всегда может объяснить, как он это сделал. Если полученная математическая модель опирается на фундаментальный закон или подтверждается экспериментом, то этим доказывается ее адекватность отображаемой ситуации, и модель рекомендуются для решения задач того или иного класса.
Рис. 2.1.2. Схема формирования критериальной функции для отображения
проблемной ситуации
По мере усложнения задач получение модели и доказательство ее адекватности усложняются. Более того, большинство реальных ситуаций в экономических и других социокультурных системах описывается моделями, которые должны постоянно корректироваться и развиваться. При этом возможно изменение не только модели, но и метода моделирования, что является свидетельством развития представления системного аналитика о моделируемой ситуации.
|
|
Для перевода вербального описания в формализованное в первую очередь привлекается весь существующий математический арсенал. Именно необходимость постановки и решения трудно формализуемых задач на протяжении многих лет являлась двигателем развития математических методов. Как ответ на необходимость доказательства адекватности модели (на основе представительной выборки) и правомерности распространения ее экспериментальных результатов на всю генеральную совокупность, наряду с детерминированными аналитическими методами классической математики появилась теория вероятностей и математическая статистика.
Необходимость решения сложных практических задач в условиях большой неопределенности стимулировало развитие таких математических направлений, как теория множеств, математическая логика, математическая лингвистка и теория графов. Необходимость количественной оценки качественных процессов в сложных динамических системах привела к развитию нового направления математического моделирования, заключающегося в использовании так называемых мягких моделей.
С другой стороны, для коллективного решения масштабных организационных задач (реструктурирования предприятия, слияния двух и более хозяйствующих субъектов, проведения выборов и т.д.)» когда один человек не может принять решение о выборе факторов, влияющих на достижение цели, не в состоянии определить существенные взаимосвязи между целями и средствами, не обладает всем необходимым спектром знаний для успешного решения проблемы, в различных областях деятельности стали развивать специальные приемы и методы - мозгового штурма, Дельфи, интерактивного моделирования и т.д. В конечном итоге эти методы позволяют формализовать существующие в исследуемой предметной области неформализованные знания, опыт и традиции и тем самым обеспечить перевод вербальной модели в формализованный вид.
|
|
Рис. 2.1.3. Шкала методов формирования проблемы
Таким образом, между проблемой, описанной на содержательном уровне, и математическими моделями сложился спектр методов, которые помогают формализовывать вербальные описания проблемных ситуаций, интерпретировать формализованные описания и увязывать их с действительностью
Развитие методов моделирования идет не так последовательно, как это показано на рисунке. Методы возникают и развиваются одновременно. Более того, при решении сложных задач человек, как
правило, попеременно выбирает методы из левой и правой части спектра, совсем не соблюдая их эволюционность и наследственность.
Рис. 2.1.4. Классификация методов моделирования систем
Если разделить шкалу методов примерно посередине (где позиционируются графические методы структуризации), получим два больших класса методов моделирования систем:
1) методы формализованного представления систем;
2) методы активизации интуиции, опыта, знаний и навыков специалистов.
Такое разделение методов полностью согласуется с основной идеей системного анализа, которая заключается в сочетании формализованных и неформализованных представлений об исследуемой системе, что помогает в разработке методик, выборе методов постепенной формализации, отображения и анализа проблемной ситуации.
Тем не менее строгого разделения между двумя выделенными классами не существует. Можно только говорить о большей или меньшей степени формализованности или, с другой стороны, большей или меньшей опоре на интуицию или здравый смысл.
Приведенная классификация методов моделирования является открытой. Она может развиваться и дополняться конкретными методами и подходами, аккумулируя опыт, накапливаемый во всех сферах жизнедеятельности.