Классификация методов моделирования

Постановка любой задачи заключается в том, чтобы перевести ее вербальное (словесное) описание в формализованную форму. В случае относительно простых задач такой перевод осуществляется в сознании человека, который не всегда может объяснить, как он это сделал. Если полученная математическая модель опирается на фун­даментальный закон или подтверждается экспериментом, то этим доказывается ее адекватность отображаемой ситуации, и модель рекомендуются для решения задач того или иного класса.

 

Рис. 2.1.2. Схема формирования критериальной функции для отображения

проблемной ситуации

 

По мере усложнения задач получение модели и доказательство ее адекватности усложняются. Более того, большинство реальных си­туаций в экономических и других социокультурных системах описы­вается моделями, которые должны постоянно корректироваться и развиваться. При этом возможно изменение не только модели, но и метода моделирования, что является свидетельством развития пред­ставления системного аналитика о моделируемой ситуации.

Для перевода вербального описания в формализованное в пер­вую очередь привлекается весь существующий математический ар­сенал. Именно необходимость постановки и решения трудно фор­мализуемых задач на протяжении многих лет являлась двигателем развития математических методов. Как ответ на необходимость до­казательства адекватности модели (на основе представительной вы­борки) и правомерности распространения ее экспериментальных результатов на всю генеральную совокупность, наряду с детермини­рованными аналитическими методами классической математики появилась теория вероятностей и математическая статистика.

Необходимость решения сложных практических задач в услови­ях большой неопределенности стимулировало развитие таких мате­матических направлений, как теория множеств, математическая логика, математическая лингвистка и теория графов. Необходи­мость количественной оценки качественных процессов в сложных динамических системах привела к развитию нового направления математического моделирования, заключающегося в использовании так называемых мягких моделей.

С другой стороны, для коллективного решения масштабных ор­ганизационных задач (реструктурирования предприятия, слияния двух и более хозяйствующих субъектов, проведения выборов и т.д.)» когда один человек не может принять решение о выборе факторов, влияющих на достижение цели, не в состоянии определить сущест­венные взаимосвязи между целями и средствами, не обладает всем необходимым спектром знаний для успешного решения проблемы, в различных областях деятельности стали развивать специальные приемы и методы - мозгового штурма, Дельфи, интерактивного моделирования и т.д. В конечном итоге эти методы позволяют формализовать существующие в исследуемой предметной области неформализованные знания, опыт и традиции и тем самым обеспечить перевод вербальной модели в формализованный вид.

 

Рис. 2.1.3. Шкала методов формирования проблемы

 

Таким образом, между проблемой, описанной на содержатель­ном уровне, и математическими моделями сложился спектр мето­дов, которые помогают формализовывать вербальные описания проблемных ситуаций, интерпретировать формализованные описа­ния и увязывать их с действительностью

Развитие методов моделирования идет не так последовательно, как это показано на рисунке. Методы возникают и развиваются од­новременно. Более того, при решении сложных задач человек, как

правило, попеременно выбирает методы из левой и правой части спектра, совсем не соблюдая их эволюционность и наследственность.

Рис. 2.1.4. Классификация методов моделирования систем

 

Если разделить шкалу методов примерно посередине (где позиционируются графические методы структуризации), получим два больших класса методов моделирования систем:

1) методы формализованного представления систем;

2) методы активизации интуиции, опыта, знаний и навыков специалистов.

Такое разделение методов полностью согласуется с основной идеей системного анализа, которая заключается в сочетании формализован­ных и неформализованных представлений об исследуемой системе, что помогает в разработке методик, выборе методов постепенной формали­зации, отображения и анализа проблемной ситуации.

Тем не менее строгого разделения между двумя выделенными классами не существует. Можно только говорить о большей или меньшей степени формализованности или, с другой стороны, большей или меньшей опоре на интуицию или здравый смысл.

Приведенная классификация методов моделирования является открытой. Она может развиваться и дополняться конкретными ме­тодами и подходами, аккумулируя опыт, накапливаемый во всех сферах жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: