Предметом изучения права должны быть только положительные нормы, записанные в законах, а не некие абстрактные принципы добра и справедливости

ТЕМА 7. СУЩНОСТЬ ПРАВА

Вопрос 1. Основные направления учения о праве. Общая характеристика правовых доктрин.

Вопрос 2. Понятие и сущность права. Его социальная ценность.

Вопрос 3. Соотношение экономики, политики и права.

Вопрос 4. Принципы права.

Вопрос 5. Функции права.

Вопрос 6. Понятие и виды правовых систем. Соотношение права и правовой системы. Общая характеристика основных правовых систем современности.

Вопрос 7. Правосознание и правовая культура.

 

Ответ 1.

Основные методологические подходы к правопониманию.

Изучение феномена права носит название правопознания. Это философия права. В зависимости от мировоззренческих установок исследователя различают несколько типов правопонимания, соответствующих основным направлениям философской мысли.

На правопонимание оказывают влияние также:

1. исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал исследователь;

2. философская, нравственная, религиозная, идеологическая позиция познающего его субъекта;

3. основа той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), а именно, что понимается под источником права (человек, бог, космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека);

4. устойчивость концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям - в других.

Что значит понимать право?

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающие в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему, как целостному социальному явлению.

Субъект правопонимания - конкретный человек

o гражданин,

o юрист,

o ученый.

Объект правопонимания - право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт.

Содержание – знание субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях.

* В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника образования права - государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теорию права.

 

Естественно-правовая теория берет начало в Древней Греции и Древнем Риме, сложный путь развития, расцвет VII-VIII вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев.

 Кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения. Естественное право, как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле слова, а представляют ближайшую и необходимую предпосылку естественного права.

Естественный тип правопознания характеризуют следующие основные положения:

Теоретическое и практическое различение права и закона наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует «высшее», «настоящее», т. е. естественное право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, свободу, право собственности и др.

Естественно-правовая методология исходит из того, что «право – это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, имманентный человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон, ибо право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от «производного», «несовершенного», а иногда, даже неприемлемого закона тем, что право всегда истинно, разумно, естественно, действительно, человечно и т.д.».

Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия «естественным» - человеческим, божественным, общественным, природным и другим нормам: все, что противоречит в позитивном праве естественному праву, не может считаться правом.

Среди сторонников естественно-правовой доктрины нет единства взглядов на вопрос: кто и как должен оценивать соответствие политического права естественному праву?

3. Отождествление права и морали. Право и мораль концептуально едины. Сам термин «правовое» означает содержательное, соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает определяющей правотворческой и правоприменительной доминантой права.

Источник прав человека находится либо в божественном промысле, либо в человеческой природе (с момента рождения).

Ее преимущества, достоинства:

1. Утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека.

2. Различает право и закон, естественное и позитивное право.

3. Отмечает, что закон может быть неправовым.

4. Сыграла большую роль в критике феодализма, послужив теоретической базой революций VII-VIII вв.

Недостатки:

1. Такое понимание права снижает его формально-юридическое свойство. Представление о справедливости различно.

2. Такое понимание права связано не столько с правом, сколько с правосознанием.

 

Позитивистская теория оппозиционна естественно-правовой.

Позитивистская теория основывается на позитивизме.

     Основные положения позитивизма:

1. В отличие от естественно-правовой доктрины позитивизм отождествляет право и закон, изданный государственной властью.

Позитивизм жестко разграничивает право и мораль.

Источник прав человека в законодательстве.

Предметом изучения права должны быть только положительные нормы, записанные в законах, а не некие абстрактные принципы добра и справедливости.

Таким образом, позитивизм отрицает естественное право и понимает под явлением права только юридические акты - результаты правотворческой деятельности государства.

 

* В рамках позитивистского понимания сложилось несколько самостоятельных, отличных друг от друга концепций права: нормативизм, психологическая, социологическая, историческая школы права.

Крайнее проявление формализма в теории права – нормативизм.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в.

Представители: Рудольф Штаммлер, Павел Иванович Новгородцев, Ганс Кельзен и др.

Основные идеи:

1. исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая  низшая норма черпает свою закон­ность в норме более значительной  юридической силы;

2. по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила  зависит от логичности и строй­ности системы, юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3. в основании пирамиды норм находятся индивидуальные ак­ты – решения судов, договоры, предписания администрации, ко­торые тоже включаются в понятие права и должны соответство­вать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

1. Подчеркивается нормативность, соподчиненность правовых норм.

2. Нормативность связана с формальной определенностью права.

3. Государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

1. Игнорируется содержательная сторона права (крен к формальной стороне).

2. Отрицается связь права с социально-экономическими факторами.

3. Преувеличивается роль государства в установлении эффективных правовых норм (основную норму принимает законодатель).

 

Другим течением позитивизма является психологическая теория права Л.И. Петражицкого (как и иные позитивистские доктрины определяет понятие права эмпирическими конкретными положительными признаками).

Представители: Лев Иосифович Петражицкий, Габриель Тард, Зигмунд Фрейд и др.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в.

В теории Петражицкого понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателя, а на основе придания методологического статуса психологическим переживаниям - правовым эмоциям людей. Эти эмоции, – по мнению Петражицкого, - носят так называемый императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания, чувства, правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-либо (императивная норма). В эмоции они (эти чувства) неразрывно связаны.

Существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей по поводу их прав и обязанностей и официальное право – совокупность норм, принятых гарантированных и санкционированных государством.

Основные идеи:

1. психика людей – фактор, определяющий развитие общест­ва, в том числе его мораль, право, государство;

2. понятие и сущность права выводится, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обя­занности сделать что-то (императивная норма);

3. все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматри­ваться как «действительное» право. Так, разновидностью пережи­ваний интуитивного права считаются переживания по поводу кар­точного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «дет­ское право» и т. д.

Его специфическим признаком Петражицкий считал двусторонние активно-пассивные человеческие переживания – эмоции, которые им предполагались в качестве элементарных частиц права. Так, разновидностью переживаний интуитивного права данная доктрина считает переживания по поводу карточного долга.

В теории Петражицкого в понятие права включается психологический процесс, сопровождающий поведение людей.

По его мнению, признание правом норм, установленных государственной властью, неоправданно сужает круг явлений, представляющих право. Психологическая доктрина права по исходным методологическим принципам примыкает к позитивизму: для права безразлично содержание правовых переживаний, описание последних ставится на место исследования сущности и аксиологических аспектов права.

Достоинства:

1. Обращено внимание на психологические процессы (законы издаются с учетом психологии).

2. Подчеркивается роль правосознания в правовой системе России.

Недостатки:

1. Кроме психологических, не учитываются другие факторы – социально-экономические, от которых зависит природа права.

2. Отсутствуют критерии правомерности-неправомерности, законности-незаконности. (т.е. «подлинное» право оторвано от государства).

    

Другой разновидностью юридического позитивизма является социологическая школа права.

     Право - система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом.

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XX в.

Представители: ЕвгенийЭрлих, Сергей Андреевич Муромцев и др.

Основные идеи:

1. разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

2. под правом, следовательно, понимаются юридические дей­ствия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право – это реальное поведение субъектов правоотноше­ний – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины теория «живого» права;

3. формулируют такое «живое» право, прежде всего, судьи в процессе юрисди кционной деятельности. Они «наполняют» зако­ны правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

1. Ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление.

2. Отмечается приоритет общественных отношений над правовой формой.

Недостатки:

1. Нет четких критериев правомерного и неправомерного (право – реализация законов).

2. Правотворческая деятельность переносится на судей, увеличивается опасность некомпетентности.

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: