Разработал: старший преподаватель

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 имени Л.Н.ГУМИЛЕВА

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

 

                                                                                         

 

Экземпляров _____

Экземпляр №_____

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов, обучающихся

По специальности «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений на БМП» (ВУС-021001)

Программа 2011 года

Тема № 8: «Действия солдата в бою»

 

 

 Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

Протокол № ___ от  «____» ____________ 201__г.

Уточнена: «____»_____________201__г.

            «____» ____________ 201__г.

              «____» _____________201__г.

                                                                            «____»____________201__г.

 

 

По книге учета методических документов цикла №_____

Г. АСТАНА

                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                           Начальник военной кафедры

                                                                       при ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

                                                              генерал-майор            У.Еламанов

                                                           «___»____________201__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 по ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов, обучающихся по специальности «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений на БМП» (ВУС- 021001)

Программа 2011 года

Тема 8: «Действия солдата в бою»

Учебные и воспитательные цели:

-  ознакомить с обязанностями солдата в бою, командами и сигналами управления военнослужащими в бою;

- научить приемам и способам действий солдата в бою;

- воспитать у обучаемых казахстанский патриотизм, гордость за Вооруженные Силы РК.

Распределение времени по содержанию и видам занятий

 

 

№ п/п Наименование занятия Форма занятия Время (час)
1     Действия солдата при ведении наступательного боя. практическое 4
2     Действия солдата при ведении оборонительного боя. практическое 4
3 Действия солдата при ведении разведки. практическое 4

 

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Практические занятия по теме «Действия солдата в бою» проводятся с целью изучения и практической отработки приемов и способов действий солдата в бою.

Обучение студентов действием солдата в бою должно основываться на принципе постепенного увеличения физических, морально-психологических нагрузок и проводиться последовательно, переходя от простого к сложному.

В начале занятия руководитель показывает выполнение приема (действия) в целом, затем знакомит студентов с порядком отработки его по элементам, поясняя его, и приступает к обучению.

Отработка приема (действия) начинается в замедленном темпе, в последующем темп отработки постепенно наращивается. После отработки приема (действия) по элементам руководитель переходит к выполнению его в целом и повторяет до полного усвоения.

В такой последовательности отрабатываются все приемы (действия), составляющие содержанию учебного вопроса. Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом.

 

Занятие 1. «Действия солдата при ведении наступательного боя»

Учебные вопросы:

1. Средства и способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

     2. Передвижение на поле боя различными способами.

Учебные и воспитательные цели:

- ознакомить студентов со способами передвижения солдата, приемам и правилам стрельбы;

- научить приемам и способам действий солдата при ведении наступательного боя;

- воспитать у обучаемых казахстанский патриотизм, гордость за Вооруженные Силы РК.

Форма занятия: практическое

Место: тактическое поле

Время: 4 ч.

Материально-техническое обеспечение: учебное оружие, радиостанции, снаряжение на учебный взвод, средства индивидуальной защиты, журнал наблюдения, сигнальные флажки, планшеты, компас.

Литература:

1. Приемы и способы действий солдата в бою, М.: Воениздат, 1988 г.

2. Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода, кн.1, МО РК, ГУ БП СВ., Астана, 2002 г.

 

Учебные вопросы и примерное распределение времени

 

 

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
1 I. Вводная часть -принять доклад дежурного по взводу; - проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию; - объявить тему и учебные вопросы занятия. 5
2 II. Основная часть 1. Средства и способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним. 2. Передвижение на поле боя различными способами.   60 90
3     III. Заключительная часть - напомнить тему и учебные цели занятия; - провести разбор занятия; - ответить на вопросы студентов; - дать задание на самоподготовку. 5

I. Вводная часть

- принять доклад дежурного по взводу;

- проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию;

- объявить тему и учебные вопросы занятия.

 

II. Основная часть

1-учебный вопрос: Средства и способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

 

1.1. Управление войсками представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач. От качества управления войсками всегда зависел успех боя: умелое руководство подразделениями и частями способствовало разгрому противника с наименьшими потерями и достижению победы в короткие сроки.

Теория и практика управления войсками развивались и совершенствовались по мере изменения вооружения, техники, организации войск и способов ведения боевых действий.

До появления массовых армий, когда боевые действия развертывались на небольших, преимущественно открытых пространствах, управление войсками осуществлялось непосредственно командиром (военачальником), решающую роль играло визуальное наблюдение за своими войсками и войсками противника на поле боя. Необходимые распоряжения командир отдавал войскам лично или через адъютантов, ординарцев, связных, передвигавшихся пешим порядком или на лошадях; средствами управления служили главным образом звуковые сигналы и флажки.

По мере увеличения численности армий, возрастания размаха боевых действий и изменения условий их ведения расширяется круг и усложняется характер задач, решаемых в процессе управления. Работа по руководству войсками становится настолько многообразной и сложной, что выполнение ее в полном объеме и в сроки, диктовавшиеся темпом развития событий на поле боя, оказывается не под силу одному человеку. Возникает необходимость создания специального органа, призванного помочь командиру в управлении войсками. Для решения задач, связанных с управлением, сначала вводится военный совет при главнокомандующем, а позже — штабы объединений, соединений и частей.

Доверяя командирам отделений (танков), коман­дир взвода в то же время, обладая знаниями и опы­том, постоянно следит (осуществляет контроль) за ходом подготовки подразделений к бою и при необхо­димости в любой момент должен оказать им помощь.

 

Командир мотострелкового (танкового) взвода уп­равляет взводом:

- по радио,

- командами, подаваемыми голосом,

- сигнальными средствами,

- действи­ями, по принципу «делай, что я».

 

Внутри боевой машины командир взвода, отделе­ния (танка) управляет действиями подчиненных:

- ко­мандами, подаваемыми по переговорному устройству,

- голосом,

- установленными сигналами.

 

Связь должна быть организована так, чтобы, во-первых, она была бесперебойной и надежной и, во-вторых, обеспечивала быстрый и скрытый доклад ре­шений и передачу приказаний, распоряжений, сигна­лов.

 

Основными средствами зрительной сигнализации являются:

- сигнальные и осветительные патроны,

- дымо­вые шашки и ручные дымовые гранаты,

- осветительные и дымовые снаряды и мины,

- флажки,

- фонари.

Порядок обозначения переднего края, достигнутых рубежей и своего местоположения, сигналы взаимно­го опознавания (ночью), а также опознавания своих подразделений авиацией устанавливаются вышестоя­щим командиром и доводятся до командиров подраз­делений и личного состава при постановке задач.

При действиях в пешем порядке командир мото­стрелкового взвода спешивается и находится за цепью взвода (на удалении до 50 м) в таком месте, откуда удобнее видеть свой взвод и управлять им. Командир отделения продвигается непосредственно в цепи. В боевых машинах остаются механики-водите­ли (водители), наводчики-операторы (наводчики пу­леметов) и заместитель командира взвода, через кото­рых командир взвода управляет огнем и движением боевых машин.

В обороне командир мотострелкового взвода на­ходится на командно-наблюдательном пункте (КНП), который оборудуется в ходе сообщения, или в БМП (БТР) в таком месте, откуда обеспечивается наилуч­шее наблюдение за местностью, противником, дейст­виями своих подчиненных и соседей, а также непре­рывное управление взводом. Вместе с командиром взвода находятся связные от отделений, они же вы­полняют обязанности наблюдателей.

Командно-наблюдательный пункт не должен вы­деляться в боевом порядке, для его расположения не­обходимо умело использовать защитные и маскиру­ющие свойства местности.

Основным средством связи в танковом взводе яв­ляется радио.

Каждый танк имеет внутренний и внешний кана­лы связи. Для внутренней связи имеется танковое пе­реговорное устройство (ТПУ), обеспечивающее теле­фонную связь между членами экипажа и командиром десанта, а также подключение командира танка и на­водчика орудия к танковой радиостанции для внеш­ней связи.

При работе на радиостанции необходимо строго соблюдать правила ведения переговоров. Во взводе все команды в бою передаются по радио открытым текстом. При передаче команд подразделения вызы­ваются по позывным, а пункты местности указывают­ся от ориентиров и по условным наименованиям.

1.2. При подаче команд командиры отделений (танков) вызываются позывными, а пункты местности указываются от ориентиров и по условным наименованиям.

Порядок подачи команд (сигналов) по радио должен быть следующим. Позывной вызываемой радиостанции называется один раз; слово «я» и позывной своей радиостанции— один раз; содержание команды (сигнала) — один раз; слово «я» и позывной своей радиостанции — один раз; слово «прием» — один раз.

Например: «Береза-13, я-Ясень-21, наступать в направлении ориентир 4, изгиб ручья «Гнилой», я — Ясень-21, прием».

На принятую команду (сигнал) командир отделения (танка) немедленно дает подтверждение точным повторением команды (сигнала) или только словом «понял» с указанием своего позывного.

Например: «Ясень-21, я — Береза-13, понял, наступать в направлении ориентир 4, изгиб ручья «Гнилой», я — Береза-13, прием»

«Я — Береза-13, понял, прием».

При слабой слышимости и сильных помехах командир взвода команды (сигналы) может передавать два раза.

Например: «Береза-13, я — Ясень-21, уменьшить дистанцию, уменьшить дистанцию, я — Ясень-21, прием».

При управлении одиночными военнослужащими, действующими в пешем порядке, в команде обычно указываются звание и фамилия, какое действие произвести, исполнительная часть команды.

Например: «Рядовой Петров — к бою». «Рядовому Иванову перебежать к отдельному дереву — вперед».

«Ефрейтору Сидорову переползти к отдельному кусту — вперед».

Взвод, действующий в пешем порядке без боевых машин, из походного порядка в предбоевой развертывается по команде (сигналу).

Например: «Взвод, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), в линию отделений — марш».

Взвод, действующий в пешем порядке, из предбоевого порядка или из колонны, минуя предбоевой порядок, развертывается в цепь по команде.
    Например: «Взвод, в направлении сухого дерева, на рубеж бугор, развалины, направляющее — второе отделение — к бою, вперед» или «Взвод, за мной — к бою, вперед».

Для отражения противника огнем с места командир, взвода подает команду «Взвод — стой», по которой личный состав залегает, применяясь к местности, и изготавливается для ведения огня.

Для возобновления движения командир взвода подает команду «Взвод — вперед», и добавляет (если нужно) — «бегом».

 

 

2-учебный вопрос: Передвижение на поле боя различными способами.

 

В бою в зависимости от характера местности, условий обстановки и воздействия огня противника солдат при действиях в пешем порядке может передвигаться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись) перебежками и переползанием.

Участки местности, скрытые от наблюдения и огня противника, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. Темп ускоренной ходьбы в среднем – 130-140 шагов в минуту, длина шага – 80-90см.

Удлинение шага достигается за счет более быстрого и полного разгибания сзади стоящей ночи и большого выноса другой ноги бедром вперед. Длительное передвижение ускоренным шагом утомительно, поэтому при скоростном передвижении целесообразно применять чередования ходьбы и бега. Этим же способом солдат передвигается в ходе атаки. При этом оружие держится в положении для немедленного открытия огня.

Для скрытого передвижения по местности с невысокими укрытиями (низкий кустарник, высокая трава, канава и т.п.) применяется ходьба пригнувшись. При этом способе передвижения необходимо согнуть ноги в коленях, подать корпус вперед, смотреть перед собой и двигаться широким шагом. Все движения выполняются свободно, без напряжения.

В зависимости от характера местности передвижение по ней имеет свои особенности. Движение вверх по склону производится укороченным шагом с наклоном корпуса вперед. При большей крутизне подъем следует совершать зигзагами, т.е. двигаться попеременно то правым, то левым боком к скату на слегка согнутых ногах, опираясь ребрами подошв и каблуков о выступы горы. На крутые подъемы можно также взбираться прямо, придерживаясь руками за ветки, кусты, ставя ноги на всю ступню «елочкой» (с развернутыми в сторону носками).

Передвижение вниз по склону производится свободным шагом с постановкой ноги на пятку, отклоняя корпус назад. В некоторых случаях, в зависимости от крутизны спуска и почвенного покрова, движение вниз производится зигзагообразным способом.

Передвижение по вязкому или скользкому грунту производится короткими шагами, ноги следует переставлять быстро, чтобы они не успели глубоко увязнуть в почве или соскользнуть с опоры. Ставить ногу надо на всю ступню и стараться для опоры выбирать более твердые участки местности.

Бег, при ведении боя, может применяться для преодоления отдельных участков местности:

- медленный;

- в среднем темпе;

- скоростной.

Медленный бег применяется на длинные дистанции. Темп бега – 150-165 шагов в минуту при длине шага – 70-90см.

Бег в среднем темпе производится свободным шагом.

Корпус при этом держится с небольшим наклоном вперед. Темп бега – 165-180 шагов в минуту, длина шага – 85-90см.

Скоростной бег применяется при перебежках, при выбегании из укрытий к боевым и транспортным машинам, при разбеге перед преодолении препятствий.

Корпус наклоняется вперед больше, чем при беге в среднем темпе.

Темп бега – 180-20 шагов в минуту, длина шага – 120-150см.

Перебежки применяются для быстрого сближения с противником на открытой местности.

Солдат при перебежках должен передвигаться зигзагом, используя местные укрытия и участки местности, позволяющие ему приблизиться к противнику на наиболее короткое расстояние для нанесения ему:

- поражения огнем из личного оружия;

- поражения броском гранаты;

- поражения в рукопашном бою.

Длина перебежки между остановками зависит от местности и огня противника и в среднем должна быть 20-40 шагов.

Чем больше открыта местность и сильный огонь, тем быстрее и короче должна быть перебежка.

Для перебежки из положения лежа необходимо вначале поставить оружие на предохранитель, по предварительной команде наметить путь движения и укрытое место остановки затем по исполнительной команде быстро вскочить, как при выполнении команды "Встать", и стремительно перебежать в намеченное место. На месте остановки с разбегу лечь на землю, отползти несколько в сторону, а достигнув указанного в команде места, кроме того изготовиться для ведения огня.

Переползание применяется для незаметного приближения к противнику и скрытного преодоления участков местности, имеющих незначительные укрытия, неровности рельефа и находящихся под наблюдением или обстрелом противника.

В зависимости от обстановки, рельефа местности и огня переползание производится по-пластунски, на получетвереньках и на боку (рис. 1).

 

 

Рис 1. Способы передвижения на поле боя:

а) по-пластунски б) на получетвереньках в) на боку

 

 

Для переползания по–пластунски надо лечь плотно на землю, правой рукой взять оружие за ремень у верхней антабки и положить его на предплечье правой руки. Подтянуть правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку возможно дальше и отталкиваясь согнутой ногой передвинуться вперед, подтянуть другую ногу, вытянуть другую руку и продолжать движение в том же порядке. При переползании голову высоко не поднимать.

Для переползания на получетвереньках встать на колени и опереться на предплечья или на кисти рук. Подтянуть согнутую правую (левую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед. Передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одновременно подтягивая под нее другую согнутую ногу и вытягивая другую руку, продолжать движение в том же порядке.

Оружие держать:

- при упоре на предплечья, так же как и при переползании по-пластунски;

- при упоре на кисти рук в правой руке.

Для переползания на боку лечь на левый бок, подтянув вперед левую ногу, согнутую в колене, опереться на предплечье левой руки, правой ногой упереться каблуком в землю возможно ближе к себе; разгибая правую ногу передвинуть тело вперед, не изменяя положения продолжать движение в том же порядке. Оружие держать правой рукой, положив его на бедро левой ноги.


III. Заключительная часть

 

- напомнить тему и учебные цели занятия;

- провести разбор занятия;

- ответить на вопросы студентов;

- дать задание на самоподготовку: 1. Приемы и способы действий солдата в бою., М.: Воениздат., 1988 г. – с.9-10 «Обязанности солдата в бою».

 

 

Разработал: старший преподаватель

                             подполковник Тыныбаев С.К.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: