Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении

Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представле­ний и развитие у учащихся познавательных интересов.

Задача № 17

Ответьте, почему...

I)...световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?

2)...летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы?

3)...находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»)?

4)...живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания?

5)...во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?

6)...чайник, которого вы ждете, никак не закипает?

Тема 3. Память:

1. Общее понятие о памяти. Свойства и процессы памяти.

2. Физиологические основы памяти.

3. Забывание как один из процессов памяти.

4. Теории памяти.

5. Индивидуальные особенности памяти.

6. Мнемотехника.

7. Нарушения памяти

Литература:

1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: Учебно-метод. пособие. — М., 1985.

2. Батова Н.Я., Хамская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала //Вопросы психологии. — 1984. — № 3.

3. Бочарова С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психологический журнал. —1981. - Т. 2. - №3.

4. Величковский Б.М. Когнитивная наука. — 2005.

5. Заика Е.В., Кузнецов М.А. Кратковременная память и усвоение практических умений // Вопросы психологии. — 1989. — №2.

6. Зинченко П.И. Когнитивная и прикладная психология — М., 2001.

7. Знаков В.В. Функциональное единство мышления и оперативной
памяти в деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред О.К.Тихомирова. — М., 1979.

8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.

9. Мараев В.А. Ошибки словесной памяти // Вопросы психологии. —1992. - № 1.

10. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1987. -Т. 1.

11. Черемошкина Л. В Психология памяти. Издательство: М.: Академия Год издания: 2002


Практические задания

1. 1. Конспектирование статей Зейгарник Б.В. «Воспроизведение незавершенных и завершенных действий» Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1979. – с.120-135. Зинченко П.И. «Непроизвольное запоминание и деятельность» // Там же. – с. 207-217.

2. 2. Составление схемы «Виды памяти».

3. 3. Заполнение таблицы «Факторы продуктивности памяти»

Факторы, обусловливающие продуктивность памяти

Субъективные Объективные
   

1. 4. Написание рефератов «Вербальная память», «Психолого-педагогические подходы к исследованию памяти»

2. 5. Решение задач:

Задача №18

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Память — форма... действительности, заключающаяся в...,... и...... человеком данных своего опыта.

2. Различают три уровня памяти: сенсорную (или...),... и... память.

3.... память функционирует в течение четверти секунды.

4. Емкость и длительность... информации в долговременной памяти в принципе практически....

5. Чем более... становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она... в памяти.

6. Процесс... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии... памяти и углубляется на стадии... памяти.

7.... память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.

Задача №19

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Сенсорная память... а) действует на уровне рецепторов; б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все отве­ты верны; е) все ответы неверны.

2. Кратковременная память... а) сохраняет информацию в пределах двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) позволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Долговременная память... а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более развита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Принцип специфичности кодирования касается... а) контекста, в котором осуществляется кодирование; б) мотивации субъекта; в) времени повторений одного и того же материала; г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она... а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению;

д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Семантическая память — это такая память... а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования; б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира; в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий; г) в которой хранится частная, «проходная» информация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря... а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено... а) тор­можением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием;

г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

9. Память... а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

10. Память обслуживает, по преимуществу... а) настоящее; б) прошлое; в) будущее; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задача № 20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: