Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.
Задача № 17
Ответьте, почему...
I)...световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?
2)...летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы?
3)...находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»)?
4)...живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания?
|
|
5)...во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?
6)...чайник, которого вы ждете, никак не закипает?
Тема 3. Память:
1. Общее понятие о памяти. Свойства и процессы памяти.
2. Физиологические основы памяти.
3. Забывание как один из процессов памяти.
4. Теории памяти.
5. Индивидуальные особенности памяти.
6. Мнемотехника.
7. Нарушения памяти
Литература:
1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: Учебно-метод. пособие. — М., 1985.
2. Батова Н.Я., Хамская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала //Вопросы психологии. — 1984. — № 3.
3. Бочарова С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психологический журнал. —1981. - Т. 2. - №3.
4. Величковский Б.М. Когнитивная наука. — 2005.
5. Заика Е.В., Кузнецов М.А. Кратковременная память и усвоение практических умений // Вопросы психологии. — 1989. — №2.
6. Зинченко П.И. Когнитивная и прикладная психология — М., 2001.
7. Знаков В.В. Функциональное единство мышления и оперативной
памяти в деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред О.К.Тихомирова. — М., 1979.
8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 1998.
9. Мараев В.А. Ошибки словесной памяти // Вопросы психологии. —1992. - № 1.
10. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1987. -Т. 1.
11. Черемошкина Л. В Психология памяти. Издательство: М.: Академия Год издания: 2002
|
|
Практические задания
1. 1. Конспектирование статей Зейгарник Б.В. «Воспроизведение незавершенных и завершенных действий» Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1979. – с.120-135. Зинченко П.И. «Непроизвольное запоминание и деятельность» // Там же. – с. 207-217.
2. 2. Составление схемы «Виды памяти».
3. 3. Заполнение таблицы «Факторы продуктивности памяти»
Факторы, обусловливающие продуктивность памяти | |
Субъективные | Объективные |
1. 4. Написание рефератов «Вербальная память», «Психолого-педагогические подходы к исследованию памяти»
2. 5. Решение задач:
Задача №18
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. Память — форма... действительности, заключающаяся в...,... и...... человеком данных своего опыта.
2. Различают три уровня памяти: сенсорную (или...),... и... память.
3.... память функционирует в течение четверти секунды.
4. Емкость и длительность... информации в долговременной памяти в принципе практически....
5. Чем более... становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она... в памяти.
6. Процесс... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии... памяти и углубляется на стадии... памяти.
7.... память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.
Задача №19
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Сенсорная память... а) действует на уровне рецепторов; б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Кратковременная память... а) сохраняет информацию в пределах двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) позволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Долговременная память... а) обладает ограниченной емкостью;
б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более развита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
4. Принцип специфичности кодирования касается... а) контекста, в котором осуществляется кодирование; б) мотивации субъекта; в) времени повторений одного и того же материала; г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она... а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению;
д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Семантическая память — это такая память... а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования; б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира; в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий; г) в которой хранится частная, «проходная» информация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
7. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря... а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
8. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено... а) торможением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием;
г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
9. Память... а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
|
|
10. Память обслуживает, по преимуществу... а) настоящее; б) прошлое; в) будущее; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача № 20