1. Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение... связей вещей.
2. Мышление дает знания о... свойствах, связях и отношениях... реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к...».
3. Опосредствованный и... характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их....
4. Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме....
5. Мысль обретает в... необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих.
6. Сущность мышления состоит в установлении....... связей и отношений между предметами и явлениями.
7. Теоретическое мышление – это оперирование знаниями, выраженными в...,... и..
8. Отличительная особенность....... мышления – непосредственная связь
с восприятием мыслящим человеком.......
9. Деятельность практического мышления направлена на разрешение... задач, а функционирование теоретического мышления связано с поиском.......
|
|
10. Интуитивное мышление носит свернутый, в основном... характер и означает акт одномоментного «...» структуры ситуации или задачи.
Задача № 25
Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ: ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Понятие:... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль)
2. Образец: ОЩУЩЕНИЕ: ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
Понятие:... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс)
1. Образец: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: АКТИВНОЕ ОТРАЖЕНИЕ
Мышление:... (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение)
Задача № 26
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Допонятийное мышление в теории Ж. Пиаже характеризуется...
а) эгоцентризмом; б) нечувствительностью к противоречию; в) синкретизмом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. Понятийное мышление проявляется в... а) оперировании единичными случаями; б) несогласованности объема и содержания; в) отсутствии представлений о сохранении количества; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
3. По форме различают следующие виды мышления: а) наглядно-действенное; б) теоретическое; в) интуитивное; г) дискурсивное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Наглядно-образное мышление связано с... а) оперированием понятиями; б) рефлексией; в) оперированием суждениями; г) оперированием представлениями; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5. Понятие — это важнейший элемент... а) восприятия; б) мышления; в) памяти; г) речи; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. С развитием понятий идет и становление... а) анализа; б) синтеза; в) сравнения; г) обобщения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
|
|
7. В концепции Л. С. Выготского мышление и речь... а) абсолютно тождественны; б) имеют разные генетические корни; в) являются независимыми друг от друга функциями; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
8. Интуиция — это... а) скачок в познании; б) озарение; в) прогноз; г) антиципация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
9. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной,потому что... а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом; б) сложные явления действительности недоступны восприятию; в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
10. Движущей силой формирования понятийного мышления является...:а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение; д) все ответы верны; с) все ответы неверны.
Задача № 27
Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?
1. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей.
2. Интеллект человека нельзя оценить на основе наблюдений за результативностью его деятельности или успешностью выполнения умственных тестов.
3. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком действительности, непосредственно не связанный с ощущением и восприятием.
4. Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
5. Творческое образное мышление дает хотя и абстрактное, но точное и обобщенное отражение действительности.
6. Теоретическое понятийное мышление позволяет получить конкретно-субъективное отражение действительности.
7. И теоретическое, и практическое мышление одинаковым образом связаны с практикой.
8. Мышление характеризуется как процесс решения задач.
Задача № 28
Наиболее распространенное деление стилей мышления – деление на «теоретиков» и «эмпириков». Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где – об «эмпириках».
1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.
2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.
3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.
4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.
5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.
6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.
7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.
8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.
9. Слабость их—в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.
10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.
Тема 5. Воображение
1. Общая характеристика воображения.
2. Виды воображения.
3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.
5. Воображение и творчество.
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте //Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
3. Дудецкий А.Я., Юлустина Е.А. Психология воображения (фантазия). – М., Смоленск, 1997.
4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
|
|
5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 1999.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. /Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
9. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1971.
Практические задания
1. Конспектирование статьи Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте» //Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.
2. Составление таблицы «Формы синтеза представлений в процессах воображения»
3. Составление схемы «Отличия и сходства воссоздающего и творческого воображения»
4. Написание реферата «Взаимосвязь воображения и творчества»
5. Решение задач:
Задача № 29