Цвет, как результат воздействия светового луча, процессов отражения и поглощения

Теория цвета, исторический аспект.

В эпоху Тан(618-907) в Китае возникли стенная роспись и роспись по дереву, отличавшиеся особой яркостью. В это же время были открыты новые желт., красн., зел. и син. глазури для керамики. В эпоху Сун (960-1279) чувство цвета стало очень утонченным. Цвет в живописи приобрел мн-во разных оттенков и с его помощью стремились к достижению натуралистичности.

Равеннские художники V–VIвв. умели создавать разнообразные эффекты с помощью взаимодополнительных цветов. Мавзолей Галлы Плацидии окутан атмосферой серого цвета. Это впечатление достигается благодаря тому, что син. мозаичные стены освещаются оранж. светом, идущих из окон, окрашенных в этот цвет.

В миниатюрах ирландских монахов VIII-IXвв разнообразная и утонченная цветовая палитра.

Художники романской и раннеготической эпох в своих настенных росписях и станковых работах использовали символический язык цвета. С этой целью они стремились применять опр., ничем не усложненные цвета, добиваясь простого и ясного символического осмысления цвета.

Джотто и художники сиенской школы пытались индивидуализировать человеческую фигуру по форме и цвету. Цвет становился средством передачи естественности вещей.

Леонардо да Винчи (1452-1519) отказался от яркой красочности. Он строил свои картины на бесконечно тонких тональных переходах.

Тициан (1477-1576) в своих ранних работах располагал однородные цветовые плоскости изолированно одна от другой. Позднее он стал стремиться к живописным модуляциям холодного и теплого, блеклого и насыщенного.

Эль Греко (1545-1614) перенес принципы Тициана на огромные экспрессивные полотна своей живописи. Цветовой колорит Эль Греко перестал быть собственно цветом предметов и превратился в абстрактное средство для выражения темы произведения. Эль Греко считается отцом беспредметной живописи.

1.* Рембрандта (1606-1669) принято считать живописцем светотени. Он ощущал цвет как плотную материю. Пользуясь прозрачными оттенками серого и синего или желтого и красного цвета, он создавал живописную материю.

В живописи эпохи ампира и классицизма цветовые решения в сущности ограничивались использованием черного, белого и серого цвета, которые умеренно оживлялись несколькими хроматическими цветами.

Художники романтич. напр-ния (Тернер, Констебель, Каспар Давид Фридрих и Филипп Отто Рунге)   использовали цвет прежде всего как средство эмоционального воздействия, способное передать настроение пейзажа.

Благодаря глубокому изучению природы импрессионисты пришли к совершенно новой сис-ме передачи цвета. Изучение солнечного цвета, изменяющего естественные цвета предметов, а также света в атмосфере природного окружения обогатило художников-импрессионистов новыми научными знаниями.

Неоимпрессионисты разбили цветовые поверхности на отдельные цветовые точки. Они утверждали, что каждое пигментное смешивание уничтожает силу цвета. Точки чистого цвета должны смешиваться только в глазах зрителя.

Кубисты Пикассо, Брак и Грис использовали цвет для выявления света и тени. Прежде всего они интересовались формой, добиваясь впечатления ее объемности с помощью тональных градаций.

Целью творчества экспрессионисты (Мунк, Кирхнер, Геккель) было желание выразить в цвете и форме свой внутренний духовный опыт.

В 1912-1917гг. появились художники «конкретного искусства» (Купка, Делоне, Малевич). В их картинах беспредметные, большей частью геометр. формы и чистые спектральные цвета выступали как реально действующие объекты.

Иоханнес Иттен (1888-1967) вошел в историю культуры ХХв. века как крупнейший исследователь цвета. Написал книгу «Искусство цвета»(1961).

 

Физические основы теории цвета. Ньютон. Гёте.

В 1676 г. сэр Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.

Ньютон солнечный свет пропускал через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирательную линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет.

Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.

Иоган Вольфанг Гете (1749-1832). «Учение о цвете» вышло в свет в 1810 г. Гете рассматривает все явления, связанные с цветом, исключительно с позиции воздействия цвета на человека. Гете заметил, что после длительного восприятия какого-либо одного цвета в нашем глазу вызывается дополнительный цвет в виде последовательного образа. Этот феномен Гете объяснял естественной реакцией организма на полученное раздражение. Гете делает вывод, что если в поле зрения будет находиться дополнительный цвет, то постоянно будет происходить разрядка, и глаз будет отдыхать. Таким образом, создается равновесие и гармония.

 

 

Цвет, как результат воздействия светового луча, процессов отражения и поглощения.  

Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определенный род электромагнитной энергии.

Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон. 

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный.

 

Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета - желтый, красный и синий, - смешиваются в определенной пропорции, то результатом будет черный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой, дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания.  

                                                                                              

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: