Темы и график консультаций

№ консультации Тема Даты
Консультация № 1 «Лингвистика текста». Теория текста и анализ текста с позиций его категорий.  
Консультация № 2 «Дискурс». Теория дискурса и дискурс-анализ.  

 

МОДУЛЬ «Дискурс в его интегративных связях с текстом и стилем»

Аннотация модуля

ТЕКСТ. СТИЛЬ. ДИСКУРС.

(парадигмальные отношения в условиях современной языковойситуации)

Изучение «языка в действии» осуществляется многими науками — теорией текста, функ­циональной стилистикой, прагматикой, социальной лингвистикой, работающими с понятиями текст, стиль, дискурс. Дефиниции этих понятий отражают этапы развития науки, стремящейся глубже проникнуть в существо связной речи, расширить сферы и аспекты наблюдения.

Текст — объединенная смысловой связью последовательность речевых единиц (энциклопедия «Русский язык»);... последовательность знаковых единиц, основными свойствами.которой являются связность и цельность (Лингвистический энциклопедический словарь); упоря­доченное определенным образом множество предложений, объединенных единством коммуника­тивного задания (вузовские учебные пособия).

Любопытны мысли о тексте философов, которые связывают его онтологию с работой созна­ния (в лингвистической науке — стилистика восприятия, стилистика декодирования): «Текст, складывается в текст актом его членения, то есть актом извлечения смысла. Текст требует при­сутствия. Это способ переключения из одного Я в другое, способ изменения самого себя» (М. Мамардашвили); «текст — знакомство с собой в континуальном многообразии проявлений» (В. ^Налимов).

Стиль — разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за той или иной сферой, социальной жизни; отбор и комбинация языковых средств (учебные пособия); общепри­нятая манера исполнения речевых актов (работы по прагматике и прагмастилистике).

И новейшие подходы, расширяющие представление о стиле, выводящие его за пределы тра­диционного представления: «Стиль — способ думать и говорить о мире в неразрывной креативной связи друг с другом» (Никитина С.Е., Васильева Н.В., Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. — М., 1996), Когнитивный стиль — стиль репрезенти­рования информации о мире, связанный с типом личности, с индивидуальным опытом текстовой деятельности; комплекс вербально реализуемых когнитивных процедур (по материалам «Краткого словаря когнитивных терминов» — М., 1996). Эти подходы к стилю свидетельствуют о том, что «внешняя» стилистика уступает место стилистике внутренней — деятельностному, творческому акту речетворения.

Дискурс — последовательность речевых актов, образующих связный текст, погруженный в экстралингвистический контекст; процесс, а не завершенный продукт и протекает при наличии как минимум двух участников, интерпретирующих высказывания друг друга и совместными усилиями разрабатывающих структуру дискурса в каждый данный момент (см. названные выше словари).

Если текст — результат, то дискурс — процесс. Если функциональный стиль и его норма­тивные предписания по большей части отчуждены от субъектов речи, то дискурс приближен к социально означенным адресанту и адресату, которые в условиях современной языковой ситуа­ции имеют весьма отличающееся от традиционного представление о норме. «Единство коммуни­кативного задания» в дискурсе проявляет себя как межличностное коммуникативное действие. Мотивированность, уместность в употреблении языка связываются с «условиями удачи», кото­рые могут меняться в разные моменты общения, и ролевое переключение заставляет личность работать в разных стилистических режимах. Операционные единицы анализа дискурса не укла­дываются в традиционные единицы анализа функционального стиля.

Новая стилистка (и новая стилистическая норма), как представляется, отразит расширение границ литературного языка, обозначит радикальные возможности просторечия, санкционирует факты вхождения лексики ограниченного употребления в общее употребление, отметит стили­стически означенное перераспределение в составе активного и пассивного словаря, определит функциональный параметр различного рода новообразований. Надо полагать, изменится содер­жание понятий «стилистическое согласование» и «стилистический конфликт», так как прогно­зируемое учеными возрастание в 21 веке рефлексивной культуры общества может быть осущест­влено лишь в условиях свободного и эффективного общения в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Дискурс-анализ

Цель: комплексный анализ всех видов содержания и реконструкция всех видов заложенных в него значений.

 

Категории дискурс-анализа:

    

- категория адресанта

- категория адресата

- сообщение (предмет речи и способы его языкового представления)

- категория интерактивности

 

Категория адресанта.

Идентифицирующие средства:

как себе представляет и интерпретирует;

какие роли (социальные, нравственные, культурные) себе приписывает;

в каких пространственно-временных рамках действует (прошлое, настоящее, будущее, смешение и смещение времён).

Идентифицирующие средства и знаковая (языковая) номинация: семантика, грамматика, стилистика. Знаки атрибуции статуса адресанта (типы аргументов, интертекстуальные отсылки и др.).

 

Категория адресата.

Номинации адресата, этикетные формы, черты (признаки) образа адресата (эпитет, метафора, гипербола, литота, ирония и др. приёмы «введения» адресата).

 

Категория интерактивности.

Выбор речевого поведения (стиля, тона): дистанцированного от адресата или приближенного к нему; толерантного, эмпатического или интолерантного, конфронтационного. Оппозиция «свой» - «чужой».

«Язык» адресата в высказываниях адресанта (прямая и косвенная речь, несобственно-прямая речь).

Адресованность как апелляция к модусу адресата: формы, направленные на 2-е лицо; местоимения с семантикой совместности; вопросно-ответные блоки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: