№ консультации | Тема | Даты |
Консультация № 1 | «Лингвистика текста». Теория текста и анализ текста с позиций его категорий. | |
Консультация № 2 | «Дискурс». Теория дискурса и дискурс-анализ. |
МОДУЛЬ «Дискурс в его интегративных связях с текстом и стилем»
Аннотация модуля
ТЕКСТ. СТИЛЬ. ДИСКУРС.
(парадигмальные отношения в условиях современной языковойситуации)
Изучение «языка в действии» осуществляется многими науками — теорией текста, функциональной стилистикой, прагматикой, социальной лингвистикой, работающими с понятиями текст, стиль, дискурс. Дефиниции этих понятий отражают этапы развития науки, стремящейся глубже проникнуть в существо связной речи, расширить сферы и аспекты наблюдения.
Текст — объединенная смысловой связью последовательность речевых единиц (энциклопедия «Русский язык»);... последовательность знаковых единиц, основными свойствами.которой являются связность и цельность (Лингвистический энциклопедический словарь); упорядоченное определенным образом множество предложений, объединенных единством коммуникативного задания (вузовские учебные пособия).
|
|
Любопытны мысли о тексте философов, которые связывают его онтологию с работой сознания (в лингвистической науке — стилистика восприятия, стилистика декодирования): «Текст, складывается в текст актом его членения, то есть актом извлечения смысла. Текст требует присутствия. Это способ переключения из одного Я в другое, способ изменения самого себя» (М. Мамардашвили); «текст — знакомство с собой в континуальном многообразии проявлений» (В. ^Налимов).
Стиль — разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за той или иной сферой, социальной жизни; отбор и комбинация языковых средств (учебные пособия); общепринятая манера исполнения речевых актов (работы по прагматике и прагмастилистике).
И новейшие подходы, расширяющие представление о стиле, выводящие его за пределы традиционного представления: «Стиль — способ думать и говорить о мире в неразрывной креативной связи друг с другом» (Никитина С.Е., Васильева Н.В., Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. — М., 1996), Когнитивный стиль — стиль репрезентирования информации о мире, связанный с типом личности, с индивидуальным опытом текстовой деятельности; комплекс вербально реализуемых когнитивных процедур (по материалам «Краткого словаря когнитивных терминов» — М., 1996). Эти подходы к стилю свидетельствуют о том, что «внешняя» стилистика уступает место стилистике внутренней — деятельностному, творческому акту речетворения.
|
|
Дискурс — последовательность речевых актов, образующих связный текст, погруженный в экстралингвистический контекст; процесс, а не завершенный продукт и протекает при наличии как минимум двух участников, интерпретирующих высказывания друг друга и совместными усилиями разрабатывающих структуру дискурса в каждый данный момент (см. названные выше словари).
Если текст — результат, то дискурс — процесс. Если функциональный стиль и его нормативные предписания по большей части отчуждены от субъектов речи, то дискурс приближен к социально означенным адресанту и адресату, которые в условиях современной языковой ситуации имеют весьма отличающееся от традиционного представление о норме. «Единство коммуникативного задания» в дискурсе проявляет себя как межличностное коммуникативное действие. Мотивированность, уместность в употреблении языка связываются с «условиями удачи», которые могут меняться в разные моменты общения, и ролевое переключение заставляет личность работать в разных стилистических режимах. Операционные единицы анализа дискурса не укладываются в традиционные единицы анализа функционального стиля.
Новая стилистка (и новая стилистическая норма), как представляется, отразит расширение границ литературного языка, обозначит радикальные возможности просторечия, санкционирует факты вхождения лексики ограниченного употребления в общее употребление, отметит стилистически означенное перераспределение в составе активного и пассивного словаря, определит функциональный параметр различного рода новообразований. Надо полагать, изменится содержание понятий «стилистическое согласование» и «стилистический конфликт», так как прогнозируемое учеными возрастание в 21 веке рефлексивной культуры общества может быть осуществлено лишь в условиях свободного и эффективного общения в разнообразных коммуникативных ситуациях.
Дискурс-анализ
Цель: комплексный анализ всех видов содержания и реконструкция всех видов заложенных в него значений.
Категории дискурс-анализа:
- категория адресанта
- категория адресата
- сообщение (предмет речи и способы его языкового представления)
- категория интерактивности
Категория адресанта.
Идентифицирующие средства:
как себе представляет и интерпретирует;
какие роли (социальные, нравственные, культурные) себе приписывает;
в каких пространственно-временных рамках действует (прошлое, настоящее, будущее, смешение и смещение времён).
Идентифицирующие средства и знаковая (языковая) номинация: семантика, грамматика, стилистика. Знаки атрибуции статуса адресанта (типы аргументов, интертекстуальные отсылки и др.).
Категория адресата.
Номинации адресата, этикетные формы, черты (признаки) образа адресата (эпитет, метафора, гипербола, литота, ирония и др. приёмы «введения» адресата).
Категория интерактивности.
Выбор речевого поведения (стиля, тона): дистанцированного от адресата или приближенного к нему; толерантного, эмпатического или интолерантного, конфронтационного. Оппозиция «свой» - «чужой».
«Язык» адресата в высказываниях адресанта (прямая и косвенная речь, несобственно-прямая речь).
Адресованность как апелляция к модусу адресата: формы, направленные на 2-е лицо; местоимения с семантикой совместности; вопросно-ответные блоки.