Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:1)исходит от компетентных органов;2)носит государственно-властный характер;3)носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; 4) имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; по характеру - на материальные и процессуальные.

 

Пробел в праве и способы его преодоления

Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии – это расхождение или пртиворечие между отдельными нормами права, а так же противоречия, возникающие в процессе правоприменения. Коллизии свойственны правоприменению и они всегда будут существовать. Коллизию можно решить путем толкования, принятия нового акта, отмены устаревшего, систематизации законодательного процесса. Если коллизия по времени от одного органа, то действует более поздняя норма, если по вертикали, то вышестоящий закон, если по горизонтали – то специальный закон. Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Виды коллизий: 1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации: 4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт позже принятый); 5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актом: Понятие коллизия и конкуренция не тождественны! Конкуренция — это когда не противоречащие друг другу две, три и более норм регулируют один и тот же круг родственных общественных отношений, только с разной степенью конкретизации, детализации, объема и т.д. Это, как правило, нормы разной юридической силы, уровня, исходящие от неравнозначных правотворческих субъектов. В таких случаях нормы действительно как бы конкурируют между собой и это нормально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: