Традиционно под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимают руководящие начала, основные идеи, которые определяют порядок его построения и функционирования.
М.И. Байтин выделяет общие и специальные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
При этом общие принципы характерны для всего государственного аппарата, а специальные характерны для функционирования отдельных частей государственного аппарата.
М.Н. Марченко предлагает понимать под общими принципами те, которые характерны для государственного аппарата всех стран, под специальными – те, которые характерны для группы стран. Им выделяются и частные принципы т.е. те, которые характерны для отдельно взятой страны.
Чаще всего к общим принципам относят следующие:
Демократизм (народовластие) – признание народа единственным источником государственного суверенитета.
Конституционализм – утверждение безусловного верховенства законов государства во главе с Конституцией.
|
|
Профессионализм государственного управления – высокий уровень подготовки управленческих кадров, для которых государственная служба – основной род занятий.
Системность и целостность государственного аппарата, его внутренняя иерархия и внешняя обособленность.
Плавность государственного управления, поступательное позитивное развитие.
Научность как база для построения всего государственного аппарата и осуществления управления.
В литературе предлагается также выделять структурные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Централизм: доминирование вертикальных директивных начал в организации и деятельности государственного аппарата.
Полуцентрализм: сочетание вертикальных и горизонтальных связей в государственном аппарате.
Децентрализм: горизонтальное начало доминирует в организации и деятельности государственного аппарата.
Разделение властей (впервые обоснован Ш.Монтескье): вся власть в гос-ве должна быть четко разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Во избежание узурпации власти действует механизм «сдержек и противовесов»
Гласность и публичность- все принимаемые правовые акты должныбытьогпубликованы, важнейшие нормативные акты должны обсуждаться народом, деятельность гос. органов должна быть открытадля контроля и критики общественности.
Политический плюрализм -свобода политических мнений, деятельности различных политических и иных партий и движений
30.Разделение властей: общая характеристика.
31.Разделение властей в современной России: теория и практика осуществления.
|
|
32.История становления гражданского общества. Природа и понятие
гражданского общества.
33.Структура гражданского общества. Гражданское общество и государство.
34.Понятие, структура и принципы политической системы.
35.Основные направления совершенствования политической системы
современной России.
36.Место и роль государства в политической системе современной России.
37.Политические партии: понятие, признаки, виды.
38.Место и роль политических партий в политической системе современной
России.
39.Закономерности исторического движения (функционирования) государства и
права.
40.Типология государства: теоретические основы и значение типологии.
Основные исторические типы государства.