Вопрос 5. Первобытное общество: общественная власть и формы его организации

Более полутора миллионов лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного строя. Добывать пищу и защищаться от агрессивной среды в суровых условиях возможно было только коллективной общиной. Основной формой социальной (общинной) организации был род. Разделение труда, распределение результатов и орудий труда было обусловлено половозрастными, силовыми и интеллектуальными характеристиками людей. Для координации членов рода была необходима власть как отношение между властвующим (более авторитетным в этой области) и подвластным (рядовым исполнителем).

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех активных членов рода, где решались самые различные вопросы: от насущных проблем до религиозных обрядов и объявления (начала) войны. Собрание было триединой в современном понимании властью (законодательной, исполнительной, судебной). Решения собрания были общеобязательными. В противном случае применялись санкции: общественное порицание; изгнание из общины; телесные наказания; лишение жизни.

Первобытное общество прошло несколько этапов в своем развитии:

- первобытное стадо (непрочность межиндивидуальных связей);

- родовая община, то есть объединение людей, основанное на кровном родстве и на общности имущества. На более поздних стадиях развития возникали племена, объединенные близкие роды, а затем и союзы племен;

- разложение родовой общины.

Возможности объединения племен зависели от уровня экономики, которая была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая):

1) рецепроктность – все, что производилось, сдавалось в «общий котел»;

2) редистрибуция – все сданное перераспределялось между всеми.

Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода. Обычаи – это исторически сложившееся правила поведение, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм. Под мононормой понимают синкретизм социальных норм, то есть нерасчлененное единство моральных, религиозных, правовых и т.п. норм.

Первобытные обычаи имели несколько характерных признаков:

- исходили от рода, выражали его волю и интересы;

- соблюдались добровольно; главной гарантией их соблюдения было внутреннее согласии каждого с их предписаниями, в противном случае применялись санкции, которые входили в функцию общественной власти;

- в них не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как права;

- способами регулирования были в основном запреты (табу), а также дозволения и обязывания;

- способами выражения были мифологические системы, традиции, обряды, ритуалы.

Важнейшей ступенью человеческого развития явилась «неолитическая» революция (10-15 тыс. лет назад) – один из основных рубежей развития первобытного общества, когда произошел качественный переворот во всех сферах жизни человечества при переходе от присваивающего к производящему хозяйству. В этот период появились совершенные орудия, возникло скотоводство, земледелие, появился избыточный продукт. Именно в этот период началось разложение первобытного строя и переход к государственно-организованному обществу. Постепенно возникает стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство». Для нее характерно:

- общественная форма собственности;

- существенный рост производительности труда;

- оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати;

- быстрый рост населения;

- появление городов.

В это время произошло разделение путей развития человечества на «восточный» (сохранились общины и общественная собственность на землю) и «западный» (общины распались, земля оказалась в частной собственности).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: