Вопрос 7. Экономические и социальные предпосылки становления классового общества и государства. Современный взгляд

Коренные перемены в родоплеменной организации общества произошли в связи с серьезными изменениями в экономическом строе общества. Производственные стороны на определенном этапе своего развития позволили достичь такого увеличения производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта для обмена, товарное производство создавало практику регулярного обмена и отчуждения. Так стала зарождаться свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от личной собственности эпохи классического родового строя, прежде всего тем, что открыла дорогу отношениям эксплуатации человека человеком.

Становление частной собственности происходило в острой борьбе с традициями общинно-родового коллективизма. Накопление отдельными семьями излишков ненужной им продукции было противно самому духу первобытного строя, и более имущим приходилось делится с менее имущими.

Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредоточить в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой имущественное неравенство.

Появление прибавочного продукта способствовало развитию войн. Война стала вестись ради грабежа. Победители забирали себе все, что представляло собой ценность, - сокровища, оружие, скот, рабов, а затем в связи сростом народонаселения стали также захватывать соседние земли. Начала меняться психология людей первобытного общества.

Кроме того, скотоводство и земледелие уже не требуют обязательного коллективного труда всей родовой общины. Более совершенные орудия труда, накопленный производственный опыт дают возможность и отдельной семье содержать стадо, обрабатывать поле. Каждая семья начинает вести самостоятельное хозяйство. Поэтому дом, скот, орудия производства становятся частной собственностью глав отдельных семей. В составе рода появляется так называемая патриархальная семья, - хозяйственная группа, состоящая из нескольких поколений потомков одного предка и их жен и детей.

Появляется возможность эксплуатации человека человеком. Военнопленных стали обращать в рабов. Рабский труд еще более усиливает имущественное неравенство внутри племен.

Появляются металлургия, гончарное производство и т.д., то есть появляется товарное производство – производство продуктов с целью их продажи. Появляются металлические деньги, возникают города как центры ремесла и торговли. Появляются купцы, которые уже прямо не связаны с производством, а выступают как посредники в обмене между непосредственными производителями. Они экономически подчиняют себе производителей продуктов, эксплуатируют их. Наряду с родовой знатью формируется слой аристократов. Вместе с этим растет обнищание масс. И наряду с разделением свободных на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе по имущественному признаку, увеличивается число рабов, принудительный труд которых был основой складывающегося нового общественного строя. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый – изменить его. Старая родоплеменная организация не могла разрешить эти противоречия. Необходима была иная организация власти.

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Современная же юридическая наука считает, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. Но на Востоке, где государства появляются уже около 5 тысяч лет назад основными причинами являются:

- потребность в осуществлении масштабных работ;

- необходимость объединения для этих целей больших масс людей на значительных территориях;

- необходимость единого централизованного руководства этими массами.

Поэтому в общем можно определить следующие факторы, влияющие на возникновение государства:

1. возросшее значение войн и военной организации;

2. географический;

3. психологический;

4. миграция населения в первые века н.э.;

5. экономический;

6. религиозный

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: