Вопрос 6. Основные теории происхождения государства

Основные теории происхождения государства объясняют возникновение государственности доминирующим влиянием какого-либо одного конкретного фактора.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в Средние века. Ее основателем (основателем томизма) считается Фома Аквинский (1225-1274) В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

По мнению представителей данной теории, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, и зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, которые выполняют функцию посредника между Богом и государственными институтами. Этим объясняется обязанность каждого подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, и с ними необходимо смириться.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают престиж государственной власти, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Недостатки теории: теологическая доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же эта теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Патриархальная теория. К наиболее известным разработчикам теории можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Филмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др.

В рамках данной теории возникновение государства объясняется природой людей – существ коллективных, стремящиеся к взаимному общению, что привело к возникновению семьи. Последующее развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа семей, в конечном счете, вызвало к жизни государство. Таким образом, государство – это своеобразная большая семья.

Власть государя здесь продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Всякое сопротивление такой власти недопустимо, поскольку лишь отеческая забота государя способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

По этим причинам государь не выбирается и не назначается (является монархом) и не может быть смещен подданными.

Аналогия государства с семьей до известных пределов допустима, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые вполне могут быть сравнимы с первобытной семьей. Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности. К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в логически наиболее завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, в результате договора между людьми, находившимися до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и политической власти. Эта концепция имеет значительный демократический потенциал.

Но вместе с тем теория не лишена слабых сторон, к которым следует отнести схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.

Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX веке в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах – насильственном захвате, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения, которым и стало государство.

Таким образом, государство – «естественным» образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Конечно, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского). Однако насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. В частности, военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. Ее крупнейший представитель Г. Спенсер. Наука того времени, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По оценкам представителей данной теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между органами живого существа. Государство – продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, таким образом, – разновидность биологического организма, имеющего все необходимые органы: мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические существа. Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая теория происхождения государства. К ее представителям обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова. Они объясняли возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру – государство, которое служит прежде всего инструментом проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Недостатком данной теории является недооценка этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

Психологическая теория. Представители теории: Л.И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам и др. Именно из власти, приписываемой этой элите, от магической силы которой зависело все племя, и возникает власть государственная. Государство же возникает как средство удержания в «узде» психических качеств личности сопротивляющихся данной зависимости.

Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

При всем влиянии, которое оказывают психологические закономерности человеческой деятельности, не следует преувеличивать влияние иррациональных начал личности в процессе происхождения государства.

В научной литературе можно найти немало иных точек зрения на происхождение государства, которые позволяют говорить о существовании многих других теорий: патримониальной, ирригационной и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: