Вопрос 50. Закон как вид нормативно-правового акта: понятие и виды. Иерархия законодательства в Российской Федерации

 

Закон – нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом или путем референдума, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни (такое определение содержится в Рекомендательном законодательном акте «О нормативных правовых актах государств - участников СНГ», принятом постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 13 мая 1995 г.).

Признаки законов Российской Федерации:

1. принимаются только органом законодательной власти или референдумом;

2. закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать (не противоречить) ему, в случае противоречия или если подзаконный акт издан не на основании или не во исполнение закона, то такой подзаконный акт отменяется;

5. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;

6. имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял. Конституционный Суд вправе признать закон не соответствующим Конституции и объявить его недействующим.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе: основной закон (Конституция РФ), федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;

по субъектам законотворчества: законы, принятые в результате референдума и законы принятые законодательным органом;

по предмету правового регулирования (в зависимости от того, отношения какой отрасли права регулируют). Например, уголовный, уголовно-процессуальный закон;

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодексы ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обычные);

Основываясь на нормах Конституции РФ можно следующим образом расположить различные виды законов, принимаемые в Российской Федерации в зависимости от их юридической силы (в порядке убывания):

I. Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу... Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»).

II. законы о поправках к Конституции РФ (принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных конституционных законов, но с условиями, предусмотренными ст. 136 Конституции РФ), федеральные конституционные законы;

III. федеральные законы (ч. 3 ст. 76: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»);

IV. законы субъектов РФ (ч. 5 ст. 76: «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: