Закон – нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом или путем референдума, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни (такое определение содержится в Рекомендательном законодательном акте «О нормативных правовых актах государств - участников СНГ», принятом постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 13 мая 1995 г.).
Признаки законов Российской Федерации:
1. принимаются только органом законодательной власти или референдумом;
2. закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать (не противоречить) ему, в случае противоречия или если подзаконный акт издан не на основании или не во исполнение закона, то такой подзаконный акт отменяется;
5. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
6. имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов, называемых реквизитами.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял. Конституционный Суд вправе признать закон не соответствующим Конституции и объявить его недействующим.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
по их юридической силе: основной закон (Конституция РФ), федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;
по субъектам законотворчества: законы, принятые в результате референдума и законы принятые законодательным органом;
по предмету правового регулирования (в зависимости от того, отношения какой отрасли права регулируют). Например, уголовный, уголовно-процессуальный закон;
по сроку действия (постоянные законы и временные);
по характеру (текущие и чрезвычайные);
по сферам действия (общефедеральные и региональные);
по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
по степени систематизации (обычные и кодексы ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ и т.д.);
по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обычные);
Основываясь на нормах Конституции РФ можно следующим образом расположить различные виды законов, принимаемые в Российской Федерации в зависимости от их юридической силы (в порядке убывания):
I. Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу... Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»).
II. законы о поправках к Конституции РФ (принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных конституционных законов, но с условиями, предусмотренными ст. 136 Конституции РФ), федеральные конституционные законы;
III. федеральные законы (ч. 3 ст. 76: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»);
IV. законы субъектов РФ (ч. 5 ст. 76: «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам»).