Вопрос 52. Понятие правотворчества, его виды и функции

В юридической науке нет единого определения понятия «правотворчество». Одни ученые понимают под правотворчеством деятельность компетентных государственных органов, направленную на совершенствование действующего законодательства путем установления, изменения или отмены правовых норм, другие рассматривают правотворчество как завершающую стадию процесса правообразования в самом обществе, на которой государство лишь надлежащим образом оформляет те правовые потребности, которые в этом обществе сложились. Фактически понятие правотворчества охватывает все способы деятельности по возведению воли общества в закон.

Правотворчество – это деятельность уполномоченных органов власти (должностных лиц) по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государства и международные организации (заключение международных договоров, издание нормативных решений международной организацией), государственные органы, органы местного самоуправления, а также народ (избирательный корпус) при принятии законов на референдуме.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

Сущность правотворчества состоит в возведении публичной властной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворчество характеризуется тем, что:

оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

основная его продукция - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

I. В зависимости от субъектов правотворчества оно подразделяется на такие виды, как:

1) народное правотворчество в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) международное правотворчество (заключение государствами международных договоров).

II. По своей значимости правотворчество бывает следующих видов:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций)

Функции правотворчества – основные направления действия данного вида государственно-властной деятельности. Их можно объединить в две группы:

1) общесоциальные функции правотворчества: юридическое закрепление (оформление) достигнутого обществом уровня развития, передача опыта следующим поколениям, (в виде содержащейся в нормативных правовых актах информации), программирование общественного развития (постановка целей государственной деятельности) и т.п.

2) собственно юридические функции правотворчества: создание и введение в действие новых норм права, внесение изменений и дополнений (устранение противоречий и пробелов в правовом регулировании) в действующие нормативные правовые акты, отмена нормативных правовых актов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: