Вопрос 62. Система законодательства: понятие, ее отличия от системы права. Формы систематизации законодательства

Наряду с системой права в юридической теории существует и другое понятие - система законодательства. Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части (отрасли) в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.

Система права и система законодательства хотя и тесно связаны между собой, но все-таки это две разные системы. Как указывалось выше, система права характеризует внутреннее строение права, его структуру и элементы, система законодательства – виды и строение носителей правовой информации, внешние формы выражения права.

Система законодательства представляет собой результат целенаправленной деятельности законодателя, формирования им всего массива нормативных актов. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, на ее формирование значительное влияние оказывают потребности юридической практики, динамика развития общественной жизни и т.п.

Элементами системы права являются правовые нормы, правовые институты и отрасли права, элементами системы законодательства – нормативно-правовые и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи и т.д.), а также отрасли законодательства.

Система права служит объективной основой для системы законодательства, имеет первичный, исходный характер.

Исторически сложилось так, что некоторые отрасли права полностью совпадают с отраслями законодательства. Например, уголовное законодательство представляет собой единственную форму выражения и существования уголовного права.

Однако существуют отрасли права, которые в системе законодательства не имеют строго определенной отрасли для своего воплощения и выражения. Примером такой отрасли может служить аграрное право, нормы которого размещаются и в конституции, и в актах, регламентирующих государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство), типовых договорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство) и т.д.

Существуют в системе законодательства и такие отрасли, которые не соотносятся с конкретными отраслями права, а имеют комплексный характер. Например, чрезвычайное законодательство сочетает в себе как конституционно-правовые, так и уголовно-правовые и административно-правовые нормы.

Систему законодательства можно делить на отдельные части по разным основаниям. В зависимости от специфики таких оснований можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративно-территориальную системы законодательства.

Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования. В ней имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение, образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права (например, муниципальное право).

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы и подзаконные нормативные акты.

В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих звеньев: Конституция; законы о поправках к Конституции; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы субъектов РФ; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы федеральных органов исполнительной власти; нормативные акты государственных органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Наконец, федеративно-территориальная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется на:

1) федеральное законодательство: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти;

2) законодательство субъектов РФ: конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты;

3) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и т.д.;

Систематизация права (законодательства) – это деятельность по обеспечению системности права путем приведения действующих нормативных правовых актов в единую, согласованную, целостную систему.

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства (совершенствования его). Во-вторых, как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующих правовых норм. В-третьих, она обеспечивает возможность более простого ориентирования в законодательстве, возможность оперативно находить все необходимые правовые акты.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:

1) Учет нормативных правовых актов (сбор государственными органами, специализированными фирмами действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе; в том числе ведение реестров нормативных правовых актов);

2) Инкорпорация законодательства (подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов, т.е. систематизация законодательства, не связанная с изменением содержания нормативных актов);

3) Консолидация законодательства (подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу, предмету);

4) Кодификация законодательства (подготовка и принятие новых актов, в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: