Муниципальные элиты в системе местного самоуправления

Региональные политические элиты в России

Человек и политический процесс

Роль государства в жизни общества

Политическое бытие общества

Основные концепции политической философии. Политическая сфера жизни общества

ПЛАН:

1. Политическое бытие общества. В переводе с греческого politike – «политика» – означает искусство управления государством, искусство управления людьми. Это слово древнего происхождения и соотносилось нередко с понятием «полис», с городом-государством типа Афин, с общением людей, регулированием отношений в таком государстве. По Аристотелю, политика должна выполнять нравственно-воспитательную роль и содействовать государству в достижении общего блага и справедливости. С точки зрения политического бытия, история человечества четко делится на две стадии: во-первых, дополитическую стадию, во-вторых, стадию политической организации общества. Рубежом между ними выступает возникновение государства, древнейшего и центрального политического учреждения.

В последнее десятилетие политика все чаще стала определяться как сознательно проводимая линия поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам. Существуют различные виды политики: «государственная политика», «региональная политика», «международная политика», «национальная политика», «финансовая политика», «экологическая политика» и другие. Политика может проводиться в отношении государств, наций, конфессий, в отношении к демографии, взаимоотношению с окружающей географической средой и т.п.

В порядке рабочего определения можно отметить, что политика есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного (в том числе национально-государственного) устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Мир политического состоит из двух самостоятельных сфер: во-первых, повседневной государственной жизни, осуществляемой исполнителями всех уровней в лице чиновников, функционеров, служащих государства, партий, организаций, объединений, корпораций, институтов мирового сообщества; во-вторых, сферы конкретной политики, связанной с разработкой политических программ, идеологий, курсов стратегического характера.

Политология вторгается в сферу интересов философии, этики, культурологии. На пересечении этих сфер мы и вправе вести разговор о политической философии и связанных с ней дисциплинах политической антропологии, политической психологии, политической этики. Традиционно под политической антропологией понимается дисциплина, занимающаяся системами и институтами управления этнических сообществ, особенно в развивающихся обществах. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей. Политическая психология призвана изучать роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей.

Политическая философия располагается в области пересечения философии и политической науки. Политическая философия выступает одновременно и как теория познания мира политического, и как учение о политическом бытии. В первом качестве она выступает как особая дисциплина, призванная изучать духовные и мировоззренческие аспекты мира политического, она включает политическую онтологию, политическую аксиологию, политическую эпистемологию и политическую методологию.

Политическая философия концентрирует внимание на сущностных аспектах самой природы политических феноменов, поэтому в центре внимания политической философии стоят вопросы о сущности государства и власти, их предназначении и целях, их отношении к природе человека и другие.

Во многом и политика как важнейшая сфера жизнедеятельности человека содержит в самой себе собственную философию. В этом контексте политическая философия является составной частью политической действительности. Мир политического имеет наличное, объективное бытие и бытие абстрактно-идеальное. В этом качестве политическое бытие составляет в явной или неявной форме интегральную часть любого человеческого общества.

Идеи, теории, постулаты, принципы, составляющие ткань политической философии, возможны лишь как результат группирования понятий в суждениях и утверждениях. Поэтому естественно, что в задачу политической философии входит осмысление содержания конкретных политических понятий. Политическую философию интересует не столько эмпирическая сторона мира политического, сколько значимость и смысл последнего в целом. Если философия, как таковая, призвана постичь природу вещей вообще, то политическая философия имеет своей целью понимание природы политических вещей.

Важной составной частью политической философии выступает методология, представляющая собой определенный способ видения и организации исследования. Концептуальный и идейный арсенал методологии, в совокупности составляющий общий подход к решению стоящих перед политической наукой проблем, базируется на мировоззренческих постулатах, разрабатываемых политической философией.

К основным концепциям политико-философской мысли относятся: во-первых, либерализм, во-вторых, консерватизм, в-третьих, социал-демократизм, в-четвертых, марксизм, в-пятых, тоталитаризм. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и политической стратегии тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции.

Во-первых, либерализм ассоциируется с такими понятиями, как идея самоценности индивида, его ответственности за свои действия; идея частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; принципы свободного рынка, свободной конкуренции и свободного предпринимательства, равенства возможностей; система разделения властей, сдержек и противовесов; идея правового государства принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав свободы совести, слова, собраний, создания ассоциаций; всеобщее избирательное право и другое.

Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную политико-философскую систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к эпохе Ренессанса. У его истоков стояли такие личности, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольдт, Т. Джефферсон, Дж. Медисон, А. де Токвиль и другие. Поворотным пунктом в формировании либерализма следует считать Великую французскую буржуазную революцию конца XVIII века. Как правило, выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции: англо-саксонскую и континентально-европейскую. Наиболее полно либеральный идеал складывался в англосаксонских странах, особенно в США. Здесь индивидуалистическому идеалу была придана самодовлеющая значимость, он рассматривался не просто как один из многих элементов системы ценностей и принципов функционирования буржуазного общества, а как главная цель всякого разумного общества вообще. Что касается континентально-европейской традиции, то в ней больший акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма.

В России в силу целого комплекса причин либеральное мировоззрение укоренилось позже — в конце XIX — начале XX вв. Представители русской общественно-политической мысли внесли собственную лепту в понимание и разработку либерализма. В частности, они заложили основы русского конституционализма, идей правового государства и гражданского общества применительно к российским условиям. Их заслуга состояла также в постановке в практической плоскости проблем прав и свобод личности, подчинения государственной власти праву, верховенства закона.

Во-вторых, консерватизм, который вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции таких мыслителей как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд, А. де Токвиль, Ф. Ницше, А. Гамильтон, Дж. Адаме, Ф. фон Хайек и других. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин.

Основатели консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Отправным пунктом философии консерватизма является убеждение в греховной сущности человека. На этом основании классический консерватизм отвергал абстрактные идеи индивидуальной свободы, прав человека и общественного договора, а также утилитаризм и веру в прогресс. Человек не только не способен переустроить общество, но и не должен стремиться к этому, поскольку такое стремление явилось бы насилием над естественными законами развития общества.

Гносеологической предпосылкой консерватизма является то, что общественно-политический процесс имеет двойственную природу: с одной стороны, эволюция, развитие и отрицание старого, разрыв с прошлым и творение нового. С другой стороны, он сохраняет и переносит из прошлого в настоящее и будущее все жизнеспособное, непреходящее, общечеловеческое.

Консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, иерархии власти, социальных и политических структур и институтов. Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защищать статус-кво, обосновывать необходимость его сохранения, должен учитывать изменяющиеся реальности и приспосабливаться к ним. Поскольку мир динамичен и подвержен постоянным изменениям, консерватизм не может отвергать все без исключения изменения.

При близком рассмотрении между отдельными национальными вариантами консерватизма, можно выделить неоконсерваторов, новых правых, традиционалистских или патерналистских консерваторов. Отдельные группировки новых правых и часть неоконсерваторов в ряде стран по комплексу вопросов, связанных с социально-экономической сферой и ролью государства в ней, заходят настолько далеко, что их, как правило, объединяют в так называемое «радикалистское» течение консерватизма как рейганизм в США и тэтчеризм в Англии.

Современный консерватизм, прошедший длительный путь исторического развития, представляет собой весьма сложное и многослойное образование, в котором уживаются самые разнообразные, порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы и поэтому, естественно, он пронизан глубокими противоречиями. В условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее время переживает наша страна, умеренность, взвешенность, здравый смысл, характерные для консерватизма, способны послужить противовесом таким крайностям.

В-третьих, социал-демократизм. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение, причем внутри нее существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Например, применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются такие понятия как «социализм», «латинский социализм», «средиземноморский социализм». Существуют «скандинавская», «шведская модель», «интегральный социализм», все названные разновидности социал-демократии с теми или иными оговорками, как правило, объединяются общим понятием «демократический социализм».

Своими идейными корнями социал-демократия восходит к Великой французской революции и идеям социалистов-утопистов, но она вобрала в себя также множество идей из других идейно-политических течений. Социал-демократия возникла в качестве альтернативы капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на обобществление средств производства, всеобщее равенство, социальную справедливость. Важную роль в эволюции социал-демократии сыграла сама жизненная практика, которая заставляла ее учитывать общественной исторические реальности, убедиться в бесперспективности революции.

В-четвертых, марксизм. Марксизм представляет собой одно из крупных течений социально-философской мысли, включающее в себя воззрения по широкому комплексу общественно-исторических, экономических, социальных, политических, идеологических и множества других проблем. Основные его положения были разработаны в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Марксизм возник и развивался в русле европейской политико-философской мысли, и в этом смысле он являлся детищем Просвещения и рационалистической традиции. Его родовая близость, например, к либерализму выражается, в частности, в наличии в нем целого ряда положений, которые либералы могут принять без особых оговорок. Речь идет о таких тезисах, как «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». В то же время в марксизме содержались элементы, которые стали основой для радикального пересмотра и отрицания важнейших положений породившей его капиталистической парадигмы. Маркс исходил из тезиса о том, что для правильного понимания современного ему общества необходимо, прежде всего, выявлять и анализировать закономерности и механизмы функционирования и развития экономической системы.

Выходя далеко за пределы экономической теории, марксизм претендовал на все охватывающее толкование смысла истории и самого человеческого существования. Не случайно, что свою социальную теорию Маркс назвал историческим материализмом. Центральное место в нем занимала теория классов и классовой борьбы, как движущей силы общественно-исторического прогресса. Однако в работах классиков марксизма мы не найдем сколько-нибудь подробной характеристики конкретных социально-экономических и политических параметров социалистического и коммунистического обществ, весьма слабо разработана теория государства. Здесь мы видим не столько теорию, сколько критику существующего буржуазного государства.

Суть социальной теории марксизма можно свести к следующим основным положениям: экономический базис общества определяет его политико-идеологическую надстройку; противоречие между производительными силами и производственными отношениями и классовая борьба определяют основные направления общественно-исторического развития; капитализм в силу своей классовой эксплуататорской сущности носит преходящий характер; капитализм порождает своего могильщика в лице рабочего класса, который в ходе социальной революции свергает власть буржуазии и устанавливает диктатуру пролетариата как переходный этап к коммунизму.

В-пятых, тоталитаризм: левый и правый. Говоря о тоталитарном течении политико-философской мысли, имеют в виду фашизм, нацизм и большевизм (или в более широком смысле ленинизм), при всех различиях они имели много общего. Тоталитарные политические системы, созданные на основе этих идейно-политических конструкций, представляют собой диктатуры, суть которых выражается уже самим термином «диктатура», который предполагает неограниченную власть. Под ней понимается форма правления, где власть сконцентрирована в руках одного человека, группы лиц, клики или партии, монополизирующих ее, и осуществляется без всякого контроля со стороны управляемых.

Диктатура, равно как и демократия, воплощается в жизнь в различных формах, ее можно обнаружить во всех цивилизациях, исторических эпохах. В наши дни политические системы диктаторского типа существуют в двух формах: авторитаризма и тоталитаризма. Под последним, как правило, подразумеваются те политические режимы, которые существовали до конца второй мировой войны в гитлеровской Германии и Италии, а также вплоть до последнего времени в СССР, странах Восточной Европы, Китае и ряде других стран третьего мира. Что касается авторитарных режимов, то диапазон их распространения весьма широк, а число их в настоящее время, особенно в третьем мире, весьма велико.

Разделяя важнейшие характеристики диктатуры, авторитаризм и тоталитаризм в ряде аспектов существенно отличаются друг от друга. Так, для тоталитаризма характерны полное слияние в единое целое общества и государства. Для авторитаризма присуще доминирование государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями, хотя здесь такое доминирование не приобретает ту жесткость, которые характерны для тоталитаризма. Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его.

Что касается тоталитаризма, то сам этот термин происходит от позднелатинского слова «totalitas», означающего «цельность», «полнота». Он возник и получил распространение в 20-30-е годы и использовался для обозначения политических систем в фашистской Италии, нацистской Германии и большевистском СССР, а также так называемых народно-демократических режимов, установленных после второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы и Азии.

Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении к полной переделке и трансформации человека в соответствии с определенными идеологическими установками, конструировании нового типа личности — некого homo totalitaricus с особым политическим складом, особой ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путем стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к некому среднестатистическому знаменателю, стерилизации или, во всяком случае, подавлению индивидуального, личностного начала в человеке.

2. Роль государства в жизни общества. Политическая система служит для управления другими сферами общества. Она играет интегрирующую роль, превращает совокупность систем общества в органичное целое. Политическая система представляет собой совокупность политических субъектов (элит, государства, партий, общественно-политических организаций) и отношений между ними. Главным элементом политической системы общества выступает государство, представляющее собой совокупность государственной власти, населения, территории и отношений между ними.

К характерным признакам государства, кроме отмеченных структур (власти, армии, полиции или милиции, судебной системы и др.), относятся также наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, наличие определенного населения, наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством, наличие службы сбора налогов, необходимых для содержания властного органа, его подразделений, армии, судебных учреждений и другое.

В государстве существует разделение власти на три подсистемы: органы законодательной власти осуществляют функцию законодательства, разработку и принятие законов (парламент, законодательные органы на местах); исполнительная власть в центре и на местах имеет цель реализовать принятые законы (правительственные учреждения и исполнительные органы в регионах); судебная власть осуществляет функцию судопроизводства.

Государство имеет также ряд других функций (регулирование экономических и социальных отношений, представление интересов страны в системе международных отношений). Если ряд функций государства достаточно емко выражает интересы господствующего социального слоя (или социальной группы), то при выполнении других функций, особенно при организации борьбы с последствиями стихийных бедствий, при развертывании борьбы с преступностью, при организации вооруженной защиты страны и т.п. оно может и обязано демонстрировать надклассовый, всеобщий характер.

В истории общества сложились две основные формы организации верховной государственной власти – монархия и республика. Монархическая форма правления характеризуется наследственным принципом замещения главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяют такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и конституционная монархия. В настоящее время около сорока государств мира являются монархиями, при этом большинство из них представляют собой парламентские монархии, например, Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др[69].

Республика представляет такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяются три основных разновидности республиканской формы правления. Первая форма – это сильная президентская власть, избрание главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (например, США). Вторая форма – это парламентская республика, избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парламентским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.). Третья форма – это полупарламентская республика, избрание президента или главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.). Основой выделения различных форм правления служит правовое положение и соотношение высших органов государственной власти[70].

Форма государственного устройства – это территориально-политическая организация государства. Возможны следующие формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная. Унитарное государство является единым государством, которое чаще всего оказывается разделенным на административно-территориальные единицы в зависимости от географических, экономических и других факторов; политической самостоятельностью эти части государства не обладают. Федеративным является государство, которое имеет части (регионы) с собственной конституцией, в основном сориентированной на общегосударственную конституцию; отношения между частями федерации и центром регулируются на основе договоров, заключаемых между официальными представителями их законодательных, исполнительных и судебных органов (Индия, Россия и др.). Конфедерация есть союз государств, действующий для достижения конкретных совместных целей; этот союз имеет договорные отношения со всеми частями (или между всеми государствами), входящими в конфедерацию; каждое из таких государств остается независимым.

Формы государственного устройства
Унитарное государство Федеративное государство
Представляет собой слитное государство, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц   Федерализм – это институциональное соглашение о форме суверенного государства отличающегося от других государств только тем, что его региональные единицы, согласно конституционно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным правительством

Государства характеризуются также политическими режимами, которые могут быть разными не только у разных государств, но также у одного и того же государства в разные периоды его существования. В истории человечества выделились в основном два типа политического режима: демократические и диктаторские (тоталитарный и авторитарный).

Слово «демократия» произошло от греческих слов «demos» - народ и «kratos» - власть и означает «власть народа». С возникновением первых классовых обществ, с образованием городов-полисов такого рода непосредственная или прямая демократия существовала в тех местах, где было возможно собрать вместе население численностью не более 5 - 6 тысяч человек. Именно при таком (или меньшем) количестве можно было достаточно точно учесть большинство и меньшинство, перепроверить результаты подсчета голосов и принять бесконфликтное решение в качестве общего. Демократия государственно-политического устройства связана в течение уже многих столетий не с непосредственным участием населения, а с его участием в делах государства опосредованным путем, например, через выборщиков (представительная демократия).

Демократическому государству свойственны следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона. К этим признакам нередко добавляют другие: функционирование многопартийной системы, высокий уровень жизни населения и т.п.

Проявление воли демократического большинства еще не есть гарантия справедливого государства. От демократии до охлократии (власти толпы) - один шаг. Еще Аристотель указывал на то, что демократия может вырождаться в охлократическую власть, пренебрегающую законами, тогда всякого рода демагоги и льстецы правят от имени народа. Сущность демократии - не столько в выражении воли большинства (оно может быть и формальным), сколько в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ.

Государственная власть включает в себя: политическую элиту; государственный аппарат; юридические нормы (конституция, законы, инструкции), на основе которых функционирует государственная элита, бюрократия, граждане; материальные ресурсы (оружие, финансы, связь, транспорт, тюрьмы), с помощью которых осуществляется политическое насилие.

К основными функциями государственной власти относятся: идеологическая (выработка программных целей, планов, сроков их осуществления); охранительная (поддержание порядка внутри общества); военная (защита и нападение); правовая (установление правовых норм); кадровая (подготовка, распределение кадров); организаторская (исполнение решений, координация деятельности разных органов, мобилизация населения); экономическая (сбор налогов, реализация крупных хозяйственных проектов, организация обороны страны); образовательная (воспитание подрастающего поколения); научная (организация научных исследований); социальная (обеспечение населения работой, жильем, медицинскими услугами).

В первобытном обществе государства не было, оно появилось в политических (восточных) и экономических (западных) обществах. На Востоке (азиатская формация) деспотическое государство становится центром интеграции людей в политическую формацию. Причиной происхождения такого государства было стремление к национальному выживанию. На Западе (античная формация) демократическое государство становится центром координации людей в экономическую формацию.

Политическая элита состоит из людей, принимающих важнейшие политические решения. В нее входят президенты, парламентарии, министры, руководители политических партий, профсоюзов, а также влиятельные писатели, ученые, журналисты. Формирование политической элиты есть результат отбора политической системой наиболее ценных для нее людей. В каждой политической системе есть механизм такого отбора, который постоянно совершенствуется. Политическая элита пользуется многочисленными привилегиями, являющимися, с одной стороны, условиями ее эффективной работы, а с другой — формой стимулирования ее деятельности.

Политические партии — элемент политических систем. Их основная функция — завоевание, удержание, организация и реализация политической власти для достижения каких-то целей. Политические партии пытаются представить себя в качестве выразителей интересов каких-то классов или социальных групп. Современный этап развития России характеризуется возникновением большого количества политических партий, многие из которых еще не определили свою социальную базу, то есть интересы каких классов и социальных групп они хотят выражать.

Важнейшим элементом политических систем являются общественно-политические организации, которые выполняют какие-то профессиональные (главные) и политические (неглавные) функции. Это средства массовой информации (СМИ), профсоюзы, церковь и т.п. СМИ называют четвертой властью по отношению к законодательной, исполнительной, судебной. Они являются организацией по производству и распространению информации, играют в обществе просветительскую и воспитательную роль, а вследствие этого и политическую. Профсоюзные, лоббистские, предпринимательские организации осуществляют важное посредничество между государственной властью и гражданами.

Политические системы можно классифицировать по разным основаниям (критериям), иные из которых являются комплексными. Согласно марксистскому подходу можно выделить рабовладельческую, феодальную, буржуазную и советскую политические системы в зависимости от типа формации и господствующего в ней класса: рабовладельцев, феодалов, буржуа, партократов.

В зависимости от характера политического режима, отношений власти, все политические системы делятся на тоталитарные, авторитарные, демократические. Их можно разделить на традиционные и модернизированные. Традиционная политическая система характеризуется неразвитым гражданским сообществом (политически неактивными гражданами), слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обоснования власти. В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный способ обоснования власти.

В зависимости от степени концентрации власти выделяют централизованные и децентрализованные политические системы. При централизованной политической системе власть сконцентрирована в руках одного политического субъекта: императора, президента, диктатора, в децентрализованных – рассредоточена по горизонтали между законодательной, исполнительной, судебной, а по вертикали — между центральной и муниципальной.

Функционирование политической системы в целом и входящих в нее политических организаций характеризуется понятием эффективности. Политическая система функционирует эффективно, когда сама она сохраняет свою целостность, если организует обществом на выполнение своих функций, если граждане общества довольны своей жизнью, порядком, работой, медицинским обслуживанием, образованием, транспортом и т.п. В целом эффективность политической системы определяется: устойчивостью (продолжительностью существования); адаптивностью (адекватностью реакции на внешние изменения); продуктивностью (способностью решать появляющиеся проблемы); легитимностью (поддержкой гражданами существующего политического режима).

3. Человек и политический процесс Политический процесс представляет собой осуществление политическими субъектами своих функций, представляющих результат деятельности политических элит, бюрократии, народной массы, различных субкультур и взаимоисключающих традиций, а также другие факторы: выборы, демонстрации, террор, деятельность нелегальных партий.

На содержание политического процесса оказывают сильное воздействие взаимосвязи внутри правящего слоя, связи руководства и технического аппарата, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты (военной, аграрной, административной, хозяйственной и другой); уровень коррумпированности элитарных группировок. Политические процессы зависят и от того, базируются ли они на консенсусе (соглашении) политических сил, найдены ли компромиссы по поводу ролей и функций правящей элиты и контрэлиты, расходятся ли статусные и реальные возможности субъектов, принимающих участие в разработке решений.

Важнейшей характеристикой политического процесса является легальное политическое участие основных политических субъектов, включая граждан. Нелегальным участием являются различные формы протеста (публичные уличные демонстрации, пикеты, митинги, не разрешенные властями); протесты против «безнравственных» действий политического режима (голодовки, сожжения и другое), отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям.

Политическое участие может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы, автономным и мобилизованным. Автономное участие – сознательная активность граждан, более или менее осведомленных в области политической жизни, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых политиков. Этот вид участия распространен в основном в стабильных, демократических странах. Мобилизованное участие – вынужденное, когда участие в.политике, например голосование, зависит от неполитических стимулов (страх, подкуп, долг). Мобилизованное участие характерно для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Политическая апатия и безразличие являются характерным признаком многих политических систем.

Политическая апатия и безразличие являются характерным признаком многих политических систем. Существуют несколько групп людей, добровольно отказывающихся от участия в политической жизни:

во-первых, апатичные люди, не интересующиеся политикой из-за вовлеченности в собственные проблемы, требований профессиональной карьеры, увлечений богемной жизнью или субкультурой (молодежной, расовой, религиозной и другое);

во-вторых, отчужденные от политики люди не видят каких-либо различий между политическими партиями или кандидатами на выборах, считают, что политика обслуживает лишь интересы элиты;

в-третьих, анемичные люди ощущают собственную бесцельность и бессильность, поскольку потеряли смысл жизни;

в-четвертых, доверчивые люди, отказывающиеся от участия в политике в силу доверия к правосудию, веры в законность, стабильность, справедливость политических решений.

На уровень социального участия влияют образование, социально-экономический статус, возраст, пол, постоянное место жительства. Ряд исследователей показали, что обычная политическая грамотность не затрагивает мировоззренческих глубин личности, может способствовать активизации простейших форм политического участия.

Социальный процесс характеризуется разными типами принятия и реализации политических решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Каждый из указанных типов отличается определенными методами регулирования, характером взаимоотношений властей с населением, соответствующим типом информационного режима управления.

Популизм в качестве основного средства достижения властных целей использует прямую апелляцию к общественному мнению, опору на массовые настроения. Он сориентирован на упрощение политической ситуации, вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты в этом случае вырабатывают какой-либо лозунг, реализация которого, по их мнению, обеспечит быстрое продвижение к успеху. Популизм чаще всего проявляется в условиях правления харизматического лидера.

Элитизм. Элиторальные режимы поощряют деятельность различного рода посреднических форм взаимодействия с электоратом представительных органов и структур в политическом процессе. Широкое распространение получают здесь теневые, аппаратные механизмы власти. Обществу представляется усеченная политическая информация, не способствующая всесторонней оценке деятельности властей, пониманию характера принятых ими решений.

Консерватизм характеризует устойчивое стремление властей при любых общественных преобразованиях прежде всего сохранить те или иные институты, структуры или отношения власти. Такая установка определяет характер взаимоотношений элит с населением, средства диалога с оппозицией, принципы конструирования политики будущего. Приоритет отдается использованию традиционных форм и методов политического поведения граждан, функционирования государственных институтов и т.п. Такая политика, как правило, присуща стабильным политическим режимам, не подверженным резким колебаниям политической конъюнктуры. Позитивной стороной консерватизма является и культивирование внутренней приверженности граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям. Это неизбежно усиливает патриотические настроения и способствует усилению целостности общественного и политического организмов.

Радикализм как форма политического правления редко приносит обществу гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения. Он существует в форме политического насилия, проявляющегося в гражданских войнах, государственных переворотах, политическом экстремизме, блоковой политике и т.п. В революционных режимах насилие не столько сопровождает, сколько неизбежно следует за «народным» восстанием или другими формами радикальных преобразований.

Демократизм ориентируется на реальные интересы граждан, их права и свободы. Он культивирует в обществе атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, добивается доверия и желания людей лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения и уравновешенности властей, ориентация на цивилизованные отношения с оппозицией, борьба с политической пассивностью населения, как правило, исключают из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения. Демократизм основан на компромиссе (взаимных уступках), консенсусе (согласии), союзе (в решении общих проблем).

В недемократических режимах возникает теневой процесс принятия решений. В противоположность открытому он базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях групп и граждан, которые по разным причинам не предусматривают

Теневой политический процесс может выступать как альтернатива официальной политике (например, в форме паразитирования мафиозных структур на государственных институтах власти), так и в неальтернативной, когда высшая власть определенных институтов официально не афишируется, но признается. Такая ситуация довольно типична, когда государство передает высшие властные функции своим отдельным структурным звеньям органам политического сыска, тайной полиции, репрессивным структурам, тем или иным партийным формированиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: