Толкование права понятие необходимость и значение в правовом регулировании. Способы толкования, толкование по объему

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых норм и актов в целях их реализации и совершенствования.

Толкование как интеллектуально-волевой, организационный процесс включает два компонента: уяснение и разъяснение. Уяснение – процесс понимания, осознание содержания правовых актов “для себя”. Разъяснение – объяснение, доведение усвоенного содержания “для других”. Указанные элементы нельзя противопоставлять, ибо они тесно взаимосвязаны. Действительно, прежде чем разъяснить содержание другим, субъект его должен уяснить для себя. В то же время, разъяснение иным субъектам необходимо для того, чтобы они, в свою очередь, это содержание уяснили. При этом интерпретатор (субъект, толкующий правовой акт) не реализует норму права, а лишь уясняет ее содержание.

Объектом толкования выступают правовые акты. Нередко в литературе речь идет только о толковании норм права. Такая трактовка значительно принижает роль и значение толкования. Толкованию подлежат все правовые акты (правоприменительные акты, договоры), а не только нормативные, содержащие нормы права.

Толкование – юридически значимая деятельность, ибо ее цель – реализация или совершенствование толкуемых актов. Без точного уяснения правового акта невозможна его реализация. Толкование осуществляется не ради обычного познания, изучения правовых норм (хотя и такое познание, например в учебных целях, не исключается).

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.

Необходимость толкования как юридического явления обусловлена рядом факторов.

Первый фактор связан с особенностями самого права как явления. Право, как известно, обладает специфическими признаками: общеобязательностью, формальной определенностью, системностью, государственной гарантированностью. Каждый из этих признаков по своему содержанию вызывает необходимость толкования норм как условия их реализации.

Второй фактор исходит из особенностей правового регулирования, отличающегося от иных форм социального регулирования. Оно предполагает различные методы, способы, типы, режимы, юридические конструкции, включает несколько стадий. Поэтому реализация правовых актов не может осуществляться “автоматически”, “само собой”, а требует определенной мыслительной деятельности по их уяснению с учетом особенностей правовых актов и правового регулирования в целом.

Третий фактор вызывается возможными противоречиями между формой и содержанием права. Содержание права находит свое выражение в нормативно-правовых актах, которые не всегда адекватно отражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права.

Четвертый фактор обусловлен противоречием между стабильностью права, формальным характером правовых предписаний и динамикой общественных отношений. Нередко остающийся неизменным (в силу формального, текстуального закрепления) закон реализуется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях, что требует его осмысления.

С учетом сказанного можно говорить о специфическом юридическом толковании, отличном от иных видов толкования (например, перевода текста с одного языка на другой, толкования химических формул, нотных записей и т.д.). Специфика юридического толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов (рис. 19).

Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.

В юридической науке и практике различаются следующие способы (некоторые авторы называют их “приемы”) толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.

Грамматическое толкование. Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Поэтому при толковании закона в первую очередь встает необходимость выяснения терминологического, или грамматического, содержания отдельных понятий, из которых складывается содержание текста. Для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж и т.д.), выявляются связи между словами и предложениями, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложения (знаки препинания, соединительные и разъединительные союзы и др.). В этом смысле толкование правового акта сходно с уяснением смысла любых письменных источников (газетных или журнальных статей, художественных произведений и т.д.).

Логическое толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики устанавливает весь объем содержания нормы, устраняет имеющиеся в ней неясности. Цель логического толкования – с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. При этом наряду с правилами формальной логики интерпретатор должен использовать и законы диалектической логики.

Существование систематического толкования предопределено системностью самого права. Указанное толкование заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с другими нормами или иными нормативными актами. Нормы права не существуют независимо друг от друга, а поэтому для полного и правильного уяснения смысла конкретной нормы недостаточно ее текстуального анализа, а требуется исследования ее связей с другими предписаниями. Зачастую сам текст нормативного акта содержит основания для систематического толкования. Так, например, Конституционный Суд РФ вывел ряд полномочий Президента РФ из его функций (гарант Конституции, обеспечение прав и свобод граждан и др.), закрепленных в Основном законе.

Историко-политическое толкование предполагает учет исторической (экономической, социально-политической) обстановки в стране на момент издания норм и на момент их реализации. Такое толкование тем более необходимо в случаях, когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения.

Специально-юридическое толкование основано на специальных профессиональных знаниях правовой науки и юридической техники. При формулировании правовых предписаний законодатель использует разнообразные юридико-технические средства и приемы, различные методы, способы и типы правового регулирования, что и обусловливает потребность интерпретатора в специальных юридических знаниях. Прежде всего это касается толкования специальных терминов (“траст”, “комитент”, “акцепт” и др.). Однако такой способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием). Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя знание таких, например, категорий, как “тип правового регулирования”, “правовой режим”, “юридическая конструкция” и др.

Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Подобное толкование необходимо не всегда. Однако если в стране резко меняется общественно-политическая обстановка, специфика обстоятельств дела, без выяснения цели невозможно принять правильное решение. Так, Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю”, действовавший до принятия Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, имел целью “обеспечение и защиту конституционных прав граждан на землю”. С учетом названных целей субъекты права и должны были толковать (и применять) положения Указа, исходя из приоритетной цели защиты интересов именно граждан (а не организаций).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: