double arrow
Виды толкования правовых норм по объему

Виды толкования правовых норм по субъектам

В зависимости от субъекта разъяснения содержания нормы (или юридического значения результата толкования) выделяют официальное и неофициальное толкование.

Под официальным толкованием понимают разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определенные юридические последствия.

Неофициальное же толкование определяется как разъяснение смысла права, осуществляемое не уполномоченным специально на это органом, лицом и не имеющее обязательного характера.

Официальное толкование по признаку юридических последствий делится на нормативное и казуальное, где первое характеризуется государственной обязательностью, распространимостью на неопределенный круг лиц и возможностью неоднократного использования. Вторая же разновидность непосредственно связана с конкретным случаем – поводом толкования и является обязательным только для прямо адресуемых лиц.

Нормативное толкование подразделяется на аутентичное (данное органом, издавшим норму) и легальное (осуществляемое любым другим уполномоченным органом).

Казуальное толкование, в свою очередь можно подразделить на судебное и административное.

К видам неофициального толкования относят доктринальное (данное с позиций научного, теоретического подхода), профессиональное (относящееся к деятельности, прежде всего, юристов-практиков) и обыденное (разъяснение смысла правовых норм на бытовом уровне познания).




В процессе уяснения содержания норм различают в зависимости от объема буквальное, распространительное и ограничительное толкование.

Буквальное или адекватное толкование предполагает совпадение раскрытого в результате толкования смысла правовой нормы с ее буквальным текстом.

Распространительное или расширительное толкование предусматривает раскрытие более широкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

А ограничительное толкование – более узкого смысла.

Причем, одно и то же положение, термин в различных случаях может истолковываться по-разному. Например, термин «гражданин» в Конституции РФ должен толковаться буквально, то есть как физическое лицо, имеющее гражданство России, в Гражданском кодексе РФ, этот же термин должен интерпретироваться расширительно – граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, а в Арбитражном процессуальном кодексе РФ – ограничительно (индивидуальный предприниматель).



21.5 Интерпретационные акты: понятие, виды

Интерпретационный акт может рассматриваться как особая разновидность результата юридически значимых действий, выраженная в установленной форме, издаваемая властным органом в предусмотренном законом порядке, содержащая правила поведения общего или индивидуального характера.

Интерпретационный акт является одним из видов правовых актов.

К общим признакам правового акта и интерпретационного акта относятся способность воздействовать на правовые отношения, выражать правила общего или индивидуального характера, обусловливаться волей субъекта права, объективироваться в особой правовой форме.

В юридической литературе в качестве специфических признаков интерпретационных актов выделяют следующие:

во-первых, они не создают новых норм права;

во-вторых, не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с толкуемыми нормативно-правовыми актами;

в-третьих, разделяют юридическую судьбу толкуемых актов (точнее, толкуемых норм).

При разграничении интерпретационных актов на виды следует исхо­дить из наиболее общих их признаков, имея при этом в виду, что любая клас­сификация представляет собой теоретическую абстракцию, условное деление, хотя и базируемое на объективных свойствах и закономерностях классифици­руемых явлений.

Научно обоснованная классификация интерпретационных актов по­зволяет более четко определить их место в системе права (и законодательства), уяснить их предна­значение и функции. Она имеет значение для совершенство­вания правоприменительной и правотворческой деятельности, так как способ­ствует более правильному восприятию и уяснению действительного смысла и содержания законов.

Важное значение для правильной классификации имеют основания клас­сификации, т.е. наиболее существенные признаки, определяющие характери­стику всех остальных объектов в данном разряде. Проблема критериев классификации интерпретационных актов в юридической литературе не получила широкого обсуждения.

Вместе с тем, разнообразие форм деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, множество субъектов, осуществляющих процесс толкования, различная юридическая сила актов официального толкования предопределяют множественность актов толкования, их разнообразие.

В юридической литературе основания классификации актов толкования, как правило, заимствуют из достаточно разработанных теорий либо правовых актов, либо толкования права.

Представляется, что признание научного и практического значения за классификациями интерпретационных актов в зависимости от признака нормативности, формы, наименования, юридической силы, сферы действия, времени действия, предмета правового регулирования вполне обосновано.

Рассмотрим названные классификации.

В зависимости от признака нормативности интерпретационные акты делятся на нормативные и казуальные.

В зависимости от формы актов официального толкования различают­ся письменные акты (акты-документы) и устные акты.

Акты-документы представляют собой источники, содержащие результат процесса толкования, объективированные вовне в форме письменных доку­ментов. Это юридические документы, которые издаются специально уполномо­ченными на это органами и влекут за собой юридические последствия. Что каса­ется таких письменных документов, как мемуары, частные письма, научная литература, то, несмотря на наличие в их содержании элементов толкования, они не являются юридическими документами, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории актов официального толкования.

Устные акты толкования выражается обычно в форме рекомен­даций, ответов на вопросы представителями органов государственной власти, суда, прокуратуры, общественных объединений и т.д. К числу актов офици­ального толкования относятся только те устные акты, которые исходят от уполномоченных на дачу официального толкования должностных лиц и вле­кущие за собой определенные юридические последствия для лиц, к которым обращено разъяснение смысла правовых норм.

Многообразие письменных актов-документов влечет за собой необходи­мость их классификации по наименованию.

В настоящий момент в практике представительных и исполнительных органов государственной власти имеют место такие акты официального тол­кования, как указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, письма; в судебной практике актами толкования являются приговоры, реше­ния, постановления, определения и т.д.

Классификация актов официального толкования по юридической силе может быть рассмотрена, в нескольких аспектах.

Во-первых, правовая система Российской Федерации характеризуется иерархичностью, соподчиненностью и внутренней согласованностью право­вых актов. В соответствии с Конституцией РФ ее составляют следующие виды правовых актов:

- Конституция РФ;

- международные договоры Российской Федерации и иные акты, содер­жащие общепризнанные нормы международного права;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- подзаконные нормативные акты федеральных органов (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные подзаконные акты);

- законы и подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

- локальные нормативные правовые акты.

Законодательство Российской Федерации признает в правовой системе вер­ховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу (ст. 15 Конститу­ции РФ), а также устанавливает верховенство законов над всеми подзаконны­ми актами.

Будучи вспомогательными правовыми актами, акты официального тол­кования разделяют судьбу толкуемых норм и располагаются в той же иерархи­ческой последовательности, что и нормативные акты, образуя систему актов официального толкования. Эту систему возглавляют акты толкования Кон­ституции РФ (постановления Конституционного Суда РФ), затем следуют акты тол­кования федеральных конституционных законов, за ними акты толкования те­кущих федеральных законов и затем подзаконных нормативных правовых ак­тов. Что касается актов толкования международных договоров РФ и иных ак­тов, содержащих нормы международного права, то им отводится особое поло­жение в связи с тем, что Конституция РФ закрепляет приоритет норм между­народного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международного договора».

Во-вторых, с учетом структуры правовой системы РФ, а она характери­зуется наличием четырех подсистем: федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации, правовые подсистемы местного самоуправления и локального нормотворчества с присущими двум последним элементами саморегулирования. Нормативные правовые акты, составляющие каждую из подсистем, различаются по своей юридической силе. Так, нормативные правовые акты федеральных органов об­ладают большей юридической силой по сравнению с нормативными право­выми актами органов субъектов Федерации (за исключением предмета исключительного ведения субъектов РФ) и местного самоуправления. Ана­логичная иерархичность характеризует соответствующие им акты официаль­ного толкования, среди которых наибольшей юридической силой обладают акты официального толкования нормативных правовых актов федеральных органов, за ними следуют акты толкования нормативных правовых актов орга­нов субъектов Федерации и акты толкования нормативных правовых актов ор­ганов местного самоуправления и локальных нормативных актов.

В-третьих, классификация актов толкования в соответст­вии с их юридической силой совпадает с делением официальных разъяснений в зависимости от субъектов толкования. Наибольшей юридической силой об­ладают акты нормативного толкования представительных органов власти, за­тем органов судебной, исполнительной власти, прокуратуры и т. д. Степень обязательности этих актов различна. Что касается актов казуального толкова­ния, то они не должны противоречить разъяснениям общего характера, содер­жащимся в актах нормативного толкования.

По сфере действия акты толкования делятся на: а) разъ­яснения федерального значения, действие которых распространяется на всю территорию государства; б) акты толкования регионального характера, дейст­вующие в пределах территории того или иного субъекта РФ; в) акты толкова­ния локального (местного) применения. К числу первых относятся акты толко­вания центральных федеральных органов государственной власти (законода­тельной, исполнительной, судебной). Акты толкования органов субъектов Фе­дерации распространяют свое действие только на территории данных субъектов, акты толкования органов местного самоуправления имеют локальную сферу применения.

По времени действия акты официального толкования различаются в зависимости от времени действия разъясняемых ими норм. Если срок действия толкуемой нормы или группы норм предусмотрен в самом нормативном акте, то с его истечением прекращается действие и соответствующего акта офици­ального толкования. И напротив, акты толкования норм, рассчитанных на не­определенный срок, сохраняют силу весь период их действия.

По предмету правового регулирования акты толкования подразделяются отраслевые (разъяснения в области гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. права), межотраслевые (имеющие значение для двух и более отраслей права), общеправовые (применимые в любой сфере общественных отношений).






Сейчас читают про: