Понятие и формы реализации норм права

Реализация права – это осущ-ие юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей путем реализации субъективных прав и юридических обязанностей. (без реализации право мертво)

Существуют след.формы реализации:1) соблюдение запрета – выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных правовыми нормами;

2) исполнение обязанности– выражается обязательным совершением активных действий, предписанных обязывающими нормами права;

3) использование субъективных прав – выражается в реализации возможностей, предоставленных управомочивающими нормами.

Соблюдение запрета, исполнение обязанности, использование субъективных прав – называют непосредственными нормами реализации, т.к. для реализации нормы права достаточно действий самого субъекта, к-рому эта норма адресована.

В отличие от нихприменение норм права яв-ся особой формой реализации, т.к. для реализации нормы необходимы действия компетентного субъекта.

4) правоприменение (применение норм права) - это властная деят-ть компетентных органов по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридич.фактов и правовой нормы.

Случаи применения:

- участие гос-ва запрограммировано в норме права;

- отношения внутри государственного механизма (напр, между органами);
- спор о праве (напр, когда оспаривается право собст-ти);

- правонарушения.

 

 

16. Характеристика основных теорий происхождения государства и права.

Теория происхождения государства – теория, объясняющая возникновение государства. С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Можно выделить пять основных видов теорий происхождения государства:

1. Теологическая теория. Теория объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле царя.

2. Патриархальная теория. Власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются приемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом трактуется возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен – в более крупные общности, вплоть до государства.

3. Договорная, или естественно-правовая теория. Государство создается на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора.

4. Марксистская (классовая) теория. Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе.

5. Ирригационная, или гидравлическая теория. Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте люди стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими. Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал ирригационный фактор.

 


Правовой обычай

Вообще обычай представляет собой такую форму регулирования общественно значимого поведения людей, которая выделяется среди других форм или способов регулирования особенностями: а) своего формирования и б)механизма действия. Для обычая характерно то, что он складывается в результате повторения в течение длительного времени одних и тех же социально обусловленных актов поведения, что делает выполнение содержащегося в нем правила привычкой. Обычай – основная форма регулирования поведения людей в догосударственном обществе, в условиях родового строя. Обычаи могут содержать в себе разные нормы: моральные, религиозные, бытовые, нормы гигиены и т.д. Когда содержащаяся в том или ином обычае норма с развитием общества приобретает общесоциальную значимость, т.е. становится необходимой обществу в целом, то возникает потребность сделать ее общеобязательной. В таком случае государство санкционирует норму обычая, что означает: а) признание ее государством в качествеобщеобязательной и б) возможность ее государственно-принудительной реализации в случае нарушения. Таким образом, в результате государственного санкционирования правило, содержащееся в обычае, становится юридической нормой, а сам обычай превращается уже в правовой обычай – источник юридических норм (форму права).Итак, правовой обычай – это форма права, которая содержит нормы, сложившиеся как обычай и санкционированные государством.Правовой обычай по содержанию остается тем же самым правилом поведения, каким он был до его санкционирования государством, но обретает при этом возможность государственно-принудительной реализации: если в процессе его нормальной реализации не сработает сила привычки, к делу подключится государство.

Государственное санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай производится в основном двумя способами:

1) путем указания на обычай в нормативном правовом акте (отсылки к обычаю);

2) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

В том же случае, если норма (правило) обычая полностью воспроизводится в тексте нормативного правового акта или кладется в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает: норма обычая начинает существовать в форме нормативного акта или судебного прецедента, но не в форме правового обычая. Правила правового обычая нигде в официальных документах не записаны, но признаются государством в качестве юридических норм.

Санкционированный обычай был исторически первым источником права. Он начал действовать еще в период становления государства. Первые законы, принимавшиеся государством на ранних стадиях его развития, в значительной мере представляли собой свод обычаев, существовавших еще в родовом обществе.

Правовой обычай сохранил свое значение в качестве источника права и в современный период. Наиболее распространено обычное право в странах Азии, Африки, в ряде арабских стран. В латиноамериканских странах (Уругвай, Венесуэла, Аргентина, Бразилия и др.) правовые обычаи используются в качестве субсидиарного (дополнительного) источника права. В странах континентальной Европы, относящихся к романо-германской правовой семье, правовой обычай используется в случаях, оговоренных в законе.

Для правового обычая как источника юридических норм характерно такое свойство, как консервативность.Обычай сообразуется не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым.

Санкционированные деловые обыкновения – это разновидность правовых обычаев, складывающаяся в процессе практической деятельности государственных органов и хозяйственных организаций.

Источником международного права обычай признан Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980).

18. Применение норм права в Российском государстве: понятие, необходимость и место в системе иных форм реализации норм права.

  Применение права - это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочии государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым, по существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы.Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права - это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможны лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

Поскольку применение права имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное, гражданское судопроизводство), в других - устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.).Характером применения права предопределяется, что правоприменительный орган - это, как правило, полномочный орган государства (орган исполнительной власти, суд, орган прокуратуры, администрация предприятия и т.д.). В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами в юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям граждан. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, не теряют своих властных, авторитарных качеств (например, профсоюзным комитетам принадлежит право назначать пособия по временной нетрудоспособности).Применение права подразделяется на такие формы, как: оперативно-исполнительная;и правоохранительная. Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой главным образом творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества. Поэтому эта форма применения права является для него основной, профилирующей. С ее помощью объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д. Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющей возможность ошибок и неправильных решений.

19. Понятие и признаки государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения - служебной роли и исторической цели. Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных занятий нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.Следует учитывать, что любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения обще-социальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.Подводя итоги вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого определения Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: