Общественная власть в первобытном обществе

Если государственный строй существует примерно 5 тысячелетий, то первобытно-общинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества и продолжался более 1 млн. лет. В то время люди жили родами численностью 20—30 человек. Лишь для крупной охоты они собирались небольшими отрядами, по несколько десятков человек. В каменном веке сообщества людей увеличиваются. Люди стали жить уже поселками или племенами. Скотоводы составляли большие лагеря. Когда истощался корм в ок­руге, весь лагерь передвигался на новое место. Земледельцы объединялись в общину и разделяли между собой большую поляну, окруженную лесом, или часть речной долины. Люди, одни для нападения, другие для защиты, соединялись в союзы племен. Вступавшие в союзы выбирали предводителя. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами нашего времени. Органы управления первобытного общества. В первобытном обществе существовало шесть органов управления. 1. Старейшины. Это предводители, главы родов. Старейшиной становился человек, обладавший жизненным опытом и мудростью, которая приходит с годами, умением предвидеть события хотя бы на шаг вперед, организаторским талантом, волей. Старейшину не выбирали: сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его уважали и слушались. Старейшина организовывал жизнь рода повседневно. Он также рассматривал споры между сородичами. Направляя жизнь рода, старейшина участвовал и в общественном производстве. 2. Совет старейшин. Когда надо было обдумать важное решение, затрагивающее жизнь всего поселка или общины, собирали предводителей всех родов. Вопросы, которые решал этот коллегиальный орган, были достаточно важными. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйст-венных работ, решал санитарно-гигиенические вопросы для того, чтобы уменьшить опасность инфекций. 3. Вожди. Ими становились люди, отличавшиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью, сильной волей, умением предвидеть наступление врага и организовывать защиту племени практически; Если старейшина главенствовал в мирное время и в основном в земледельческих районах, то роль вождя резко возрастала в период войны. 4. Советы вождей. Они собирались для решения вопроса о том, продолжать затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя. 5. Собрание всех взрослых членов (воинов). В Средиземноморье собирали всех взрослых, у северных племен практиковался созыв всех воинов. Собравшийся народ садился рядами, а на особом возвышении рассаживались старейшины (вожди). Вождь сам или через вестника объявлял свое решение или общее решение вождей. Вопросы, выносимые на собрание, всегда отличались особой важностью: о начале войны, о заключении мира, о передислокации с места стоянки, осуждение соплеменника, бросившего поле боя, и др. 6. Жрецы (колдуны, ведуны, шаманы, священники). Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как могущественны силы природы, люди приписывали природе божественную силу. Жрецы помогали путем совершения культовых обрядов и жертвоприношений уверовать в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Постепенно на более поздней стадии первобытного общества происходит возвышение вождей над обществом. Положение старейшин (вождей) и простых людей существенно различалось. Это проявлялось не только в большем материальном продукте, который они потребляли. Их выделяли также жилище, одежда и другие внешние атрибуты власти, а также особое психологическое отношение к ним людей. Общество постепенно отходит от принципа равенства в работе и в быту. Причиной тому являются совершенствование орудий труда и появление все более сложных и разнообразных видов труда и, в частности, выделение в особую категорию управленческого труда. Помимо разницы в занятиях возникает различие и в состояниях людей. В силу этих причин на смену органам управления первобытного общества приходит государство. Общие черты первобытного права Для права, действовав­шего в первобытном обществе, характерны две особенности, ко­торые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законоустановлениям государственной влас­ти. Это, во-первых, казуистичность права, или регулирование по принципу "если — то — иначе", и, во-вторых, объективизм, или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений. Эволюция (изменение) права совершает движение в следующих направлениях и в следующих формах правового регулирования и контроля: от неписаного права к писаному, от патриархальной семьи к индивидуальной и моногамной, от судейского посредни­ческого миротворчества к стадии законодательной и судебной ак­тивности государственной власти или правителей племен и протогосударственных властных образований. Преемственными эле­ментами в переходе от обычного права к закону можно считать нацеленность того и другого на поддержание мирного социаль­ного общежития, порядка и справедливое разрешение возника­ющих конфликтов личного или имущественного характера, на­казание за нарушение запретов различного назначения — быто­вого, обрядового и т.д. Обычное право поначалу — это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования. К основным мерам и санкциям в первобытном обществе можно отнести осуждение со стороны общественного мнения рода-племе­ни в лице соплеменников. В случае измены человек превращался в изгоя, в "вольную птицу" (Fogelfrei), однако в человека "без роду, без племени", и потому его можно было убить, как дико­го зверя, по собственной воле и безнаказанно. Существовали так­же месть и примирительные процедуры и, наконец, штрафы ("тариф поранений").

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: