Методические рекомендации к самостоятельной

       РАБОТЕ ВЫПУСКНИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ

                 К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

Самостоятельная работа выпускников имеет большое значение для подготовки к Государственному экзамену по дисциплине «Теория  государства и права». Времени, предусмотренного учебным планом для самостоятельной работы,  достаточно для того, чтобы полноценно подготовиться и успешно сдать Государственный экзамен.

Значимость самостоятельной работы выпускников при подготовке к Государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права» заключается в том, что такая работа:

- систематизирует знания, полученные за весь период обучения на юридическом факультете;

-  способствует лучшему усвоению материала;

-  формирует правовую культуру и правосознание;

-  способствует более глубокому изучению материала и развитию навыков анализа и обобщения;

-  формирует интерес к дальнейшей профессиональной деятельности.

Цель самостоятельной работы выпускников при подготовке к Государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права» заключается создании всех необходимых предпосылок для успешной сдачи экзамена.

Задачи самостоятельной работы состоят в том, чтобы:

-    обобщить и систематизировать знания, полученные во время обучения;

- познакомить выпускников с новыми тенденциями развития теоретико-правовых учебных дисциплин;

-  обеспечить выпускников  информацией, необходимой для успешной сдачи экзамена.

При самостоятельной работе в рамках подготовки к сдаче Государственного экзамена по дисциплине «Теория государства и права» выпускники могут столкнуться со следующими трудностями:

- большой объем изучаемого материала. «Теория  государства и права» является основной, базовой юридической наукой и учебной дисциплиной. Она изучает основные положения о возникновении и развитии государства и права, об их взаимосогласованности и взаимообусловленности;

- большое количество предлагаемых для изучения дисциплины  «Теория государства и права» источников; разная направленность излагаемых в них позиций, теорий и подходов к рассмотрению тех или иных теоретических положений;

- абстрактность многих изучаемых положений и категорий. Понятия, которыми оперирует «Теория государства и права» (государство, право, законность, правовое государство, демократия,, форма государства, правопорядок, норма права и др.), не могут наблюдаться непосредственно и не подлежат материальному анализу. Для полноценного освоения этих понятий и категорий выпускнику необходимо хорошо развитое логическое и пространственное мышление;

- тесная связь «Теории государства и права» со всеми другими юридическими, а также со многими гуманитарными науками (в частности, с философией, социологией, политологией, экономической теорией). Для успешной сдачи Государственного экзамена выпускник должен хорошо ориентироваться в положениях этих наук.

Для успешной самостоятельной работы по изучению дисциплины «Теория государства и права» и для успешной сдачи Государственного экзамена   выпускникам рекомендуется учитывать следующие методологические моменты:

- изучение «Теории государства и права»  должно производиться в тесной взаимосвязи с изучением общегуманитарных и юридических дисциплин. При подготовке к сдаче Государственного экзамена необходимо постоянно устанавливать связи с вышеперечисленными дисциплинами;

- все темы, изучаемые  в рамках «Теории  государства и права»,  тесно связаны между собой хронологической и содержательной последовательностью. Для полноценной самостоятельной работы необходимо изучение  дисциплины именно в той последовательности, которая предложена преподавателями;

- для полноценной и результативной подготовки к сдаче Государственного экзамена выпускнику необходимо посетить консультационные установочные лекции, проводимые перед сдачей Государственного экзамена;  

- большое внимание при подготовке к сдаче Государственного экзамена необходимо уделить изучению рекомендованной в данном Методическом пособии  литературы;

- особое внимание должно быть уделено изучению нормативно-правовых актов. Необходимо постоянно отслеживать состояние российского законодательства (для этого удобно использовать справочно-поисковые системы Гарант, Консультант+  и т.п.);

- для успешной сдачи Государственного экзамена выпускник должен свободно ориентироваться в общественно-политических событиях, происходящих в России и за рубежом. Для этого необходимо постоянно отслеживать соответствующую информацию и давать ей собственную критическую оценку.

Полноценная самостоятельная работа выпускника при подготовке к сдаче Государственного экзамена по «Теории государства и права»  поможет не только успешно сдать экзамен, но частично подготовит к сдаче Государственного экзамена по специализации, к защите выпускной квалификационной работы, а также к дальнейшей профессиональной деятельности.

 

                                               9. ГЛОССАРИЙ [4]

Абсолютно-определенная санкция – часть нормы права, четко определяющая вид и размер правовых последствий, которые наступят для субъекта, исполнившего или не исполнившего правовое предписание. 

Абсолютные правоотношения – урегулированные нормой права общественные отношение, в которых четко определена управомоченная сторона, и ей противостоит неограниченный круг обязанных лиц.

Автономия – форма самоуправления части территории государства, характеризующаяся правом этой территории самостоятельно решать внутренние вопросы.

Авторитаризм – разновидность недемократического политического режима, при котором власть осуществляется конкретным лицом при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления государством.

Административно-территориальное деление – система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

Административно-территориальное деление РФ – разделение территории РФ на определенные части (города, районы, поселки и т.п.), в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов.

Администрация – система исполнительно-распорядительных государственных органов, которая обеспечивает реализацию законов в масштабах всей страны или отдельного региона.

Акт нормативный (нормативно-правовой акт) – правовой акт, который принимается субъектами правотворчества, закрепляет нормы права, имеет особую официальную форму и предназначается для регулирования определенного круга общественных отношений.

Акт правоприменительный – акт, принятый компетентными органами, обращенный к конкретному лицу / лицам и предусматривающий решение конкретного юридического дела.

Акт толкования права (интерпретационный акт) – акт, принятый специальными органами и содержащий разъяснение смысла конкретной правовой нормы.

Альтернативная гипотеза – часть нормы права, указывающая несколько обстоятельств действия нормы, любого из которых достаточно для реализации этой нормы.

Альтернативная диспозиция – часть нормы права, предлагающая субъектам несколько вариантов поведения на выбор.

Альтернативная санкция – часть нормы права, устанавливающая несколько различных правовых последствий (например, насколько наказаний). Выбор применяемого наказания или поощрения осуществляется непосредственно правоприменителем.

Аналогия закона – решение конкретного юридического дела, для которого правоприменитель не может подобрать необходимую норму, на основе нормы, рассчитанной на урегулирование сходных случаев.

  Аналогия права – решение конкретного юридического дела, для которого правоприменитель не может подобрать необходимую норму, на основе общих принципов и смысла права.

Апатрид (лицо без гражданства) – лицо, которое не является гражданином данного государства и не имеет доказательств принадлежности его к гражданству (подданству) другого государства.

Беженец – лицо, прибывшее или желающее прибыть на территорию другого государства, не имеющее гражданства этого государства, вынужденное покинуть место своего постоянного жительства из-за совершенного или возможного в отношения него насилия либо преследования по признаку принадлежности к определенной национальной группе, к определенной конфессии, к определенной социальной группе и проч.

Бездействие преступное – разновидность преступного деяния; это общественно-опасное противоправное пассивное поведение, выражающееся в том, что лицо, обязанное совершить определенные общественно-важные действия, их не совершает.

Бипатрид (лицо с двойным гражданством) – лицо, которое одновременно является гражданином (подданным) двух и более государств и может это документально подтвердить.

Бланкетная (отсылочная) диспозиция - часть нормы права, определяющая правило поведения с указанием иных норм в этом же или в другом нормативно-правовом акте.

Вето – отказ главы государства подписать законопроект, принятый Парламентом.

Вина – элемент правонарушения; это психическое состояние, которое характеризуется отношением правонарушителя к совершаемому им деянию (возможна в форме умысла или неосторожности).

Власть социальная – существующие в любом обществе отношения господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение.

Вменяемость – нормальное психическое состояние лица, при котором оно способно оценивать свое место в обществе и отдавать отчет своим действиям.

Вотум – решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу.

Временное правительство – центральный орган исполнительной власти, созданный в переходный период в условиях экономической или политической нестабильности.

Всенародное голосование (референдум) – принятие непосредственно гражданами государства решения по наиболее важным вопросам общественной или государственной жизни, обладающего высшей юридической силой.

Всенародное обсуждение – форма непосредственной демократии; заключается в том, что граждане принимают участие в управлении государством и принятии важнейших решений путем выражения мнений и оценок по наиболее важным вопросам общественной и политической жизни.

Всеобщее избирательное право – признак демократического государства; предполагает предоставление активного (права избирать) и пассивного (права избираться) избирательного права всем дееспособным гражданам государства независимо от их происхождения, пола, социального и имущественного положения, национальности, образования, языка, отношения к религии.

Выборы – одна из форм непосредственной демократии. Это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью голосования, т.е. особого, регламентированного законом действия гражданина-избирателя, посредством которого он отдает свой голос определенному кандидату или определенной партии.

Гарантии законности – средства и условия, которые обеспечивают соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

     Гарантии прав и свобод человека и гражданина – комплекс национальных и международных правовых инструментов (норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур), которые обеспечивают полноценную реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

     Гипотеза – элемент правовой нормы, указывающий на то, кто и когда должен исполнить правовую норму.

     Глава государства – высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем исполнительной власти и одновременно верховным официальным представителем всего данного общества в сфере внешних отношений.

     Государственная власть – особая разновидность социальной власти, осуществляемая специальными органами и учреждениями, носящая политический характер и заключающаяся в подчинении народа властвующему субъекту.

    Государственное принуждение – осуществляемое организованно, индивидуализированно и в пределах правовых норм воздействие государственной власти на членов общества (физическое, психологическое или идеологическое), что приводит к безусловному утверждению государственной власти в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совершении. 

     Государственное убеждение – осуществляемое организованно, индивидуализированно и в пределах правовых норм психологическое воздействие государственной власти на членов общества, в результате чего у них формируется осознанное желание подчиниться воле государства.

    Государственный аппарат – система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

    Государственный суверенитет – присущее каждому государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

    Государственные органы – элементы государственного аппарата, имеющие властные полномочия в определенных сферах общественной и политической жизни

     Государство – особая политическая организация общества, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

     Гражданское общество – совокупность нравственных, религиозных, социально-экономических, политических, национальных, культурных, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы отдельных социальных групп.

     Гражданство  - особая правовая связь человека и государства, состоящая в наличии у них взаимных прав, обязанностей и ответственности. В монархических государствах такая правовая связь называется подданство.

    Гуманизм права – принцип права, в соответствии с которым человек признается высшей ценностью, законодательство призвано закреплять и защищать его права, свободы и законные интересы, обеспечивать возможности для полноценного развития каждой личности, устанавливать человечные отношения в обществе.

    Давность – установленный законом срок, истечение которого лишает заинтересованных субъектов права на защиту.

    Дееспособность – элемент правосубъектности лица, представляющий собой установленную законом для лица возможность своими действиями приобретать права, возлагать на себя обязанности и исполнять их. В РФ по общему правилу полная дееспособность наступает в 18 лет.

    Декларация – провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий рекомендательное значение.

    Декрет – нормативно-правовой  акт особой важности.

    Деликтоспособность – составная часть дееспособности лица; способность лица осознавать свои действия и нести за них ответственность.

    Демократизм права – принцип права, в соответствии с которым право обеспечивает реальное осуществление идей свободы, народовластия, равенства, справедливости, ответственности в отношениях, подлежащих правовому регулированию.

    Демократия – народовластие; обеспеченное законом участие граждан государства в управлении страной и в осуществлении власти. Реализуется в формах непосредственной и представительной демократии.

    Деяние – юридический факт, который зависит от воли человека, влечет за собой правовые последствия и может выражаться в форме действия или бездействия.

    Диктатура – безраздельная власть, не ограниченная законом и осуществляемая либо единолично, либо группой лиц во главе с диктатором.

    Диспозитивный метод правового регулирования – способ регулирования общественных отношений, связанный с равноправием сторон, автономией их воли, и обеспечивающий для сторон возможность самостоятельно   выбирать варианты правового поведения.

     Диспозиция – основной элемент правовой нормы, определяющий правило поведения путем установления прав и обязанностей участников правоотношения.

    Догма права – наиболее стабильная и неизменяемая часть общей теории государства и права, изучающая основные государственные и правовые явления с помощью специальных методов.

    Договор нормативный – один из источников права, представляющий собой соглашение публично-правовых образований (государств, групп государств, субъектов федераций и т.п.), устанавливающее общеобязательные нормы поведения для широкого круга субъектов.

    Договорная дисциплина – соблюдение субъектами обязательственных отношений тех условий, которые отражены в заключенных ими договорах.

   Доказательства – сведения о произошедших событиях, людях и т.п., полученные в соответствии с законом и необходимые для установления объективной истины по юридическому делу.

   Доказывание – юридически оформленная процедура, в соответствии с которой специальные субъекты устанавливают с помощью доказательств объективную истину по юридическому делу.        

     Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод (на жизнь, на защиту, на удовлетворение естественных потребностей), которые человек получает от природы и которые не зависят от признания со стороны государства.        

     Жалоба – обращение заинтересованных граждан в органы государственной власти и местного самоуправления с просьбой о восстановлении нарушенного права.        

     Закон – нормативный правовой акт, принятый в официальном порядке (государственными органами или на референдуме), регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

   Закон федеральный конституционный –  нормативный правовой акт, принятый Федеральным Собранием РФ в особом усложненном порядке по вопросу, прямо предусмотренному в Конституции РФ.

    Закон федеральный – нормативный правовой акт, принятый Федеральным Собранием РФ в обычном порядке по вопросу, касающемуся общественной, политической или экономической жизни страны.

    Законность – система требований общества и государства, предъявляемых государственным органам и учреждениям, органам местного самоуправления, должностным лицам и гражданам, состоящая в точной и неуклонной реализации ими правовых ном.

    Законный интерес – дозволение, отраженное в объективном праве или вытекающее из его общего смысла, гарантированное государством, выражающееся в стремлении заинтересованных субъектов пользоваться определенными социальными благами и закрепляющее их право при необходимости обращаться за защитой к компетентным органам.  

    Законодательная власть – самостоятельная ветвь государственной власти, реализуемая через Парламент, основная функция которой – коллегиальное законотворчество.

      Законодательная инициатива – право определенных в Конституции РФ субъектов (Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ и др.) вносить предложения о создании закона или о рассмотрении конкретного законопроекта в законодательный орган, который становится обязанным рассмотреть этот законопроект.

      Законодательная оговорка – условие, выраженное в специальной нормативно-лексической форме, которое частично изменяет содержание нормы закона, создает новый правовой режим, позволяет согласовать разнонаправленные интересы субъектов и порождает определенные юридические последствия. Оговорки применяются в основном при подписании международных договоров.

      Законодательство – совокупность действующих в определенный период в государстве законов и подзаконных актов.

      Законопроект – текст предлагаемого к принятию закона, разработанный в соответствии с четко определенной процедурой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

      Законотворчество – установленный в нормативных документах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок рассмотрения, принятия и издания закона законодательным органом государства. 

      Запрет – способ правового регулирования, который состоит в обязывании субъектов воздерживаться от определенного социально вредного поведения.

      Злоупотребление правом – использование субъектом своего субъективного права в противоречии с его социальным назначением с целью причинить вред или нарушить права и законные интересы других лиц.           

     Императивный метод правового регулирования – способ регулирования общественных отношений, связанный с соподчиненностью сторон и правом одной из них выдавать властные предписания, обязательные для исполнения другой стороной.

      Импичмент – регламентированная законодательством процедура привлечения к юридической ответственности высших должностных лиц государства.

      Инкорпорация – форма систематизации нормативно-правовых актов, в процессе которой акты объединяются в сборник без изменения их смысла и формулировок. Инкорпорация может быть официальной или неофициальной, предметной  или хронологической.

      Иностранец – лицо, не являющееся гражданином данного государства и имеющее документальные доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. 

      Институт права – совокупность правовых норм, регулирующая определенную группу общественных отношений.

     Иск – юридическое средство, с помощью которого заинтересованный субъект может в суде защитить свое нарушенное / оспариваемое право или охраняемый законом интерес.

     Исполнительная власть – самостоятельная ветвь государственной власти, представленная избираемыми или назначаемыми органами, основная функция которых – реализовывать законы, принятые законодательной властью, и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.

     Использование права – форма правореализации, в процессе которой субъект осуществляет свои субъективные права и таким образом удовлетворяет свои интересы и достигает определенных благ.

     Источник права (форма права) – способ выражения и официального закрепления вовне правовых норм. Источники права существуют в виде правовых обычаев, прецедентов, нормативно-правовых актов, нормативных договоров.         

     Казус – случайное деяние, которое имеет признаки правонарушения, но не имеет виновности и поэтому не может быть юридически наказуемым.

     Каноническое право – система общеобязательных норм, принятых решениями церковных соборов и постановлениями римских пап, регулирующих семейные, нравственные, некоторые имущественные отношения и отношения внутри церковной организации.

Кворум – определенное количество присутствующих на мероприятии, которое установлено законом или уставом и которого достаточно для принятия юридически действительного и влекущего правовые последствия решения. 

Кодекс – крупный систематизированный единый нормативно-правовой акт, который принимается для долгосрочного регулирования определенной области общественных отношений.

Кодификация – форма систематизации нормативно-правовых актов, в процессе которой объединяются и перерабатываются нормативные акты и создается единый крупный систематизированный акт (кодекс), рассчитанный на долговременное применение.

Коллизия юридическая – противоречия между правовыми нормами, регулирующими сходные общественные отношения. Коллизии могут быть темпоральными (временными), иерархическими, содержательными. Коллизия разрешается в пользу юридически более сильной правовой нормы.

Компетенция – комплекс официально закрепленных полномочий конкретного государственного органа или должностного лица, которые предоставлены ему для правильного и своевременного выполнения определенных обязанностей.

Консолидация – форма систематизации нормативно-правовых актов, в процессе которой акты объединяются в единый документ без изменения их содержания, при этом объединенные акты теряют свое самостоятельное значение.

Конституционный строй – система политических, экономических, социальных и правовых отношений, закрепленных и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Конституция – Основной закон общества и государства; документ высшей юридической силы и прямого действия, принятый на референдуме или высшим законодательным органом государственной власти, закрепляющий основные права и свободы граждан, форму государства, статус органов государственной власти и основы правового регулирования всех общественных отношений. 

Конфедерация – одна из форм государственного устройства; временный союз суверенных государств, созданный для решения политических / экономических / военных вопросов и распадающийся после достижения поставленной цели.

Кумулятивная гипотеза – часть нормы права, указывающая несколько обстоятельств действия нормы, которые для реализации этой нормы должны использоваться в совокупности.

Кумулятивная санкция – часть нормы права, устанавливающая несколько различных правовых последствий (например, насколько наказаний), которые применяются в совокупности.

Легальность власти – юридическое обоснование законности власти, закрепленное в нормативно-правовых актах (как правило, в Конституции).

Легитимность власти – поддержка власти большинством граждан / подданных государства; признание за народом статуса основного носителя суверенитета и создание органов государственной власти в соответствии с определенной законом процедурой (они могут быть выборными или назначаемыми).

Лоббизм – влияние определенных лиц / группировок на процессы принятия законов и правоприменения, осуществляемое с тем, чтобы обеспечить соответствие принимаемых государством решений интересам этих лиц / группировок.

Локальный нормативный акт – нормативный акт, принимаемый администрацией предприятия, учреждения или организации, действующий только в пределах данного предприятия, учреждения или организации, направленный на регулирование общественных отношений в рамках этого хозяйствующего субъекта.

Льгота правовая – предоставленная субъекту за особые заслуги или в силу его особого положения возможность более полно удовлетворить свои законные интересы, выражающаяся в предоставлении ему дополнительных прав или снятии с него определенных обязанностей.

Материальное право – часть системы права, которая представляет собой совокупность объединенных в правовые отрасли норм и институтов, регулирующих общественные отношения, связанные с предоставлением субъектам определенных прав, возложением на них определенных обязанностей и с определением принадлежности субъектам материальных и нематериальных благ. 

    Меры защиты – разновидность правового принуждения, обеспечивающая исполнение юридической обязанности и гарантирующая реализацию права.

     Меры ответственности – разновидность правового принуждения, обеспечивающая исполнение юридической обязанности путем возложения неблагоприятных последствий на нарушителя. 

     Местное самоуправление  - форма осуществления народом своей власти в пределах, установленных законодательством. Местное самоуправление имеет целью самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

     Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов и способов, посредством которых производится регулирование однородных общественных отношений; в общем виде метод правового регулирования представлен в двух разновидностях – императивный (жесткий, вертикальный, субординационный) и диспозитивный (мягкий, горизонтальный, несубординационный).

Методология теории государства и права – совокупность приемов и способов (методов) правового регулирования, посредством которых теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование государства и права.    

Механизм правового регулирования – система юридических средств, закрепленных нормативно и позволяющих субъектам наиболее полно реализовать свои права и законные интересы.

     Монархия – форма правления, при которой власть осуществляется как правило наследственным главой государства, не несущим юридической ответственности за свои действия. Монархии могут быть абсолютными (для них характерна неограниченная государственная власть, принадлежащая одному монарху) и ограниченными. В истории известны и другие разновидности монархий – феодальные, сословно-представительные и др.

Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, подходов и убеждений, в соответствии с которыми регулируются отношения людей между собой, с обществом, с государством, с природой, с коллективом, с семьей.

Награды государственные – высшая форма государственного поощрения граждан за особые заслуги перед обществом и государством.  

Натурализация – прием в гражданство.

     Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное обществом и государством, закрепленное в официальных актах и направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. 

      Нормативно-правовой акт –  основной источник права во многих государствах. Это официальный документ, принятый в установленном порядке органами законодательной власти (закон) или органами исполнительной власти (подзаконный акт) для регулирования общественных отношений. 

      Нормативность – один из признаков права, который иллюстрирует право как совокупность всеобщих, общеобязательных, широких по территории действия и субъектному составу предписаний.

Обратная сила закона – распространение действия нормативно-правового акта на случаи, имевшие место до вступления акта в силу. Обратная сила закона возможна только в том случае, когда новый акт улучшает положение субъекта по сравнению с предыдущим актом, регулирующим те же общественные отношения.

Общественный порядок – стабильное урегулированное состояние общественных отношений, которое достигается с помощью соблюдения социальных норм (права, морали, обычаев, религии и др.) всеми субъектами в повседневной жизни. 

     Общество – продукт взаимодействия людей; определенная организация их жизни, сущность которой заключается в различных и многообразных связях между людьми, их объединениями и общностями.

Объект правонарушения – обязательный элемент правонарушения, указывающий на те охраняемые законом общественные отношения, посягательство на которые совершил правонарушитель.

Объект правоотношения – обязательный элемент правоотношения, указывающий, на что обращены права и обязанности участников (субъектов) правоотношения, по поводу чего они вступают в правовую связь. 

Объективная сторона правонарушения – обязательный элемент правонарушения, указывающий на совокупность внешних признаков деяния (действие / бездействие), причиняющего вред обществу, государству или конкретному человеку.

Оптация – выбор гражданства при изменении государственных границ на основании международного договора.

Относительно-определенная санкция – часть нормы права, нечетко определяющая правовые последствия, которые наступят для субъекта, исполнившего или не исполнившего правовое предписание. Здесь   вид наказания или поощрения определен четко, а размер его определен по формуле «либо – либо». 

Относительные правоотношения – урегулированные нормой права общественные отношения, в которых четко определены управомоченная и обязанная стороны и изначально известны их права и обязанности.

      Отрасль права – часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенный круг общественных отношений с помощью особых приемов и способов (методов) правового регулирования. Отрасли права могут быть материальными и  процессуальными.          

     Парламент (легислатура) – высший представительный орган законодательной власти, основная функция которого – коллегиальное законотворчество.

     Парламентская дисциплина – подчинение депутатов обязанностям, закрепленным в регламенте палаты Парламента, к которой они принадлежат.

Подзаконный нормативный акт – официальный документ, изданный органами исполнительной власти, обращенный к неограниченному кругу лиц и регулирующий определенные общественные отношения.  

Подотрасль права – часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов в рамках конкретной отрасли права, регулирующих узкий круг общественных отношений.  

Позитивное право – официальные предписания, созданные государством и регулирующие общественные отношения. Нормы позитивного права в целом должны соответствовать положениям естественного права.

Политика – управление обществом, характеризующееся особыми отношениями по поводу власти между социальными группами / классами, политическими партиями, нациями; между государством и народом.   

Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Основная цель политической партии – борьба за власть.

Политическая система общества – совокупность институтов (государство, политические партии, общественные движения, политические лидеры, государственные органы и т.д.), статус которых определен законом и деятельность которых направлена на участие в политической жизни общества.

Политический режим – элемент формы государства; это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть в государстве и государство взаимодействует со своими гражданами (подданными). Политические режимы могут быть демократическими  и недемократическими (авторитарными, тоталитарными).

Полномочия – совокупность прав и обязанностей, предоставленная определенному субъекту на основании закона в соответствии с занимаемым им положением и необходимая для выполнения им своих профессиональных функций.

Право – элемент истории и культуры народа. Право рассматривается с двух позиций. В узком смысле (легистское правопонимание) право – это совокупность действующих в обществе нормативно-правовых актов. В широком смысле (юридическое правопонимание) право – это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, направленная на защиту прав и интересов личности и характеризующаяся рядом специальных признаков (нормативность, системность, формальная определенность, интеллектуально-волевой характер, обеспеченность государственным принуждением). В рамках широкого правопонимания формируется т.н. либертатное правопонимание, т.е. рассмотрение права с позиций понятия свободы.

Правовая аксиома – положение правовой теории, которое не требует доказательств и рассматривается как исходное и не подлежащее критике.

Правовая идеология – элемент правосознания; это совокупность взглядов, теорий, идей, подходов и учений, которые отражают отношение

конкретного человека или всех людей к желаемому праву.

Правовая культура – уровень правосознания и правовой активности, в котором отражается отношение конкретного человека и всего общества к правовым явлениям жизни общества.

Правовая психология – элемент правосознания; это совокупность переживаний, чувств, эмоций и настроений конкретного человека или всего общества к существующему и желаемому праву.

Правовая семья – совокупность государств, имеющих сходные правовые системы. В современном мире существуют в качестве основных р омано-германская, англо-саксонская, мусульманская, обычная и социалистическая правовые семьи. В качестве дополнительных выделяются индусская, северная, израильская и некоторые другие правовые семьи.

Правовая система общества – существующая в конкретном обществе и государстве и формирующаяся в конкретных исторических и культурных условиях совокупность права, юридической практики и правовой идеологии.

Правовая фикция – положение, которое на практике не существует, но признается законодателем существующим и в силу этого обязательным к применению и неоспариваемым.

Правовое воспитание – деятельность семьи, общества и государства по прививанию гражданам правовых знаний.

Правовое государство – специфическая организация политической власти, которая позволяет наиболее полно обеспечивать и защищать права и интересы каждого конкретного человека, создать для каждого человека возможности для развития и связать органы власти правовыми предписаниями.

Правовое дозволение – предусмотренная законом для субъекта возможность самостоятельно действовать в целях обеспечения своих интересов.

Правовое обучение – целенаправленная деятельность образовательных учреждений, государственных и общественных органов, в процессе которой у граждан формируются знания о праве и навыки их практического применения.

Правовое ограничение – предусмотренные законом меры сдерживания противоправного поведения субъектов, что позволяет охранять и защищать общественные и государственные интересы и обеспечить другим лицам  возможность полноценно реализовывать свои права и интересы.

Правовое поощрение – закрепленные законом меры юридического одобрения заслуженного поведения субъекта, которые предоставляют ему определенные льготы и вознаграждения.

Правовое предписание – властное веление, выражающее государственную волю, регулирующее общественные отношения путем создания общеобязательной нормы поведения для соответствующих субъектов права. 

Правовое регулирование – целенаправленное воздействие всех правовых явлений на общественные отношения с целью их упорядочивания.

Правовой вакуум – специфическое явление, при котором вновь возникшие общественные явления не регулируются правом.

Правовой идеализм – положительное, но лишенное критичности отношение к праву, закону и к иным правовым явлениям жизни общества.

Правовой инфантилизм – отсутствие правовых знаний у субъекта,  а также нежелание приобретать эти знания и полноценно участвовать в правовых отношениях.

     Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву, закону и к иным правовым явлениям жизни общества.

     Правовой обычай – источник права; многократно повторяемое правило поведения, которое вошло в привычку и закреплено государством как общеобязательное.

Правовой режим – особый порядок регулирования общественных отношений, который выражается в определенном сочетании правовых средств и создает конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой статус субъекта – закрепленное нормами права положение лица в обществе, которое выражается в закреплении за ним определенного комплекса прав и обязанностей.

Правовой стимул – правовое побуждение к активному законопослушному поведению, в результате которого субъект получает определенные льготы.

Правовые иммунитеты – специфические льготы и привилегии, установленные в основном для субъектов международного права, закрепленные в международных договорах и конституциях и предоставляющие этим субъектам освобождения от определенных обязанностей и ответственности. Правовые иммунитеты позволяют этим субъектам лучше выполнять свои обязанности.

Правовые привилегии – особые специальные льготы для конкретных субъектов, в основном для должностных лиц и властных органов, установленные для того, чтобы эти субъекты более полно и качественно исполняли свои обязанности.

Правомерное поведение – активное или пассивное поведение субъектов, которое соответствует правовым нормам и, как правило, имеет общеполезные цели.

Правомочие – предусмотренная нормами права и обеспеченная государственным принуждением возможность участника правоотношения осуществлять определенные деяния и при необходимости требовать определенного поведения от других участников правоотношения.

Правонарушение – виновное поведение правосубъектного лица, которое противоречит правовым нормам, причиняет вред другим лицам и влечет за собой применение мер юридической ответственности.

     Правоотношение – отношение между людьми, урегулированное нормами права.

Правопорядок – организация общественной жизни, основанная на праве и законности.

Правопреемство –  изменение в субъектном составе правоотношения,

при котором субъективные права и юридические обязанности переходят к другому лицу полностью (в порядке универсального правопреемства) или частично (в порядке сингулярного правопреемства).

Правоприменение – деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц по подготовке и принятию решений по конкретным юридическим делам.

Правореализация – осуществление субъектами возможностей, закрепленных и гарантированных государством.

Правосознание – совокупность идей, взглядов, традиций и переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям жизни общества. 

Правоспособность – элемент правосубъектности лица, представляющий собой теоретическую возможность иметь гражданские права и обязанности. Правоспособность возникает в момент рождения и прекращается в момент биологической смерти лица.

Правосубъектность – составная часть правового статуса лица; представляет собой совокупность правоспособности и дееспособности.

Правотворчество – специфическая интеллектуально-волевая деятельность народа или специальных органов, в процессе которой создаются или изменяются нормативно-правовые акты.

Преамбула – вводная часть нормативно-правового акта, которая не имеет самостоятельной юридической силы, указывает на те обстоятельства, при которых акт был принят и определяет его цели и задачи. 

Предмет правового регулирования – общественные отношения, которые регулируются конкретной отраслью права.

Представительство – особая система отношений, при которой один субъект (представитель) на основании имеющегося у него полномочия (например, доверенности) выступает от имени другого субъекта (представляемого), непосредственно создавая / изменяя / прекращая для него права и обязанности.

Презумпция – юридический прием, с помощью которого используется предположение о наличии или отсутствии явлений, основанное на связи между ними и явлениями существующими, подтвержденное предшествующей практикой.

Презумпция виновности – закрепленное в нормах гражданского права предположение о том, что правонарушитель считается виновным в совершении гражданского правонарушения до тех пор, пока сам не докажет свою невиновность.

Презумпция невиновности – закрепленное в нормах публичного права (уголовного и административного) предположение о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу актом суда.

Преступление – виновно совершенное общественно-опасное деяние деликтоспособного лица, запрещенное под угрозой наказания Уголовным кодексом РФ.

Прецедент – решение суда (судебный прецедент) или административного органа (административный прецедент), которое становится законом при рассмотрении всех других аналогичных дел. Прецеденты широко распространены в странах англо-саксонской правовой семьи.

Преюдициальность – обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принимать без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением / приговором суда по другому делу.

Принципы права – основные, исходные, базовые начала, выражающие сущность права как специфического социального явления.

Пробел в праве – ситуация, когда правоприменитель, рассматривая конкретное юридическое дело, не может подобрать подходящую для этого дела норму права. Пробелы преодолеваются либо созданием новой правовой нормы, либо использованием аналогии права / закона.

Простая гипотеза -часть нормы права, указывающая на одно обстоятельство действия правовой нормы.

Процессуальное право – часть системы права, которая представляет собой совокупность объединенных в правовые отрасли норм и институтов, регулирующих общественные отношения, связанные с решением конфликтов, возникающих по поводу норм материального права.

Прямая диспозиция -часть нормы права, предлагающая субъектам одно четко определенное правило поведения.

Публичное право – часть системы права; это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, призванных осуществлять общественные интересы.

Публично-правовое образование – особый субъект права (государство, группа государств, субъект федерации, муниципальное образование и др.), обладающий специфической правосубъектностью и участвующий в  международных, конституционных, административных и иных  правоотношениях.

Разделение властей – система организации государственной власти, при которой она разделена на относительно самостоятельные ветви, каждая из которых представлена отдельными органами и имеет определенную компетенцию.

Реквизиция – принудительное изъятие имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости.

Республика – разновидность формы правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами. Республики могут быть парламентскими, президентскими, смешанными, суперпрезидентскими, социалистическими.  

Референдум – форма непосредственной демократии. Это голосование граждан, имеющих право на подобное волеизъявление на основании закона, по важным вопросам общего или местного значения для принятия общеобязательного решения.

Рецепция права – возрождение и использование в национальном праве и законодательстве мирового и зарубежного юридического опыта, общепринятых правовых ценностей и принципов.

Санкция – элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные (негативная санкция) или благоприятные последствия (позитивная санкция) для субъекта, реализующего диспозицию.

Сецессия – выход из состава федерации одного из е субъектов. Сегодня Конституции федеративных государств сецессию не допускают, но на практике она реализуется (например, в 1990-х г.г. фактически распался СССР).

Система права – внутреннее строение права, отражающее разделение и дифференциацию правовых норм.

Систематизация законодательства -специфическая деятельность по упорядочиванию и совершенствованию правовых норм и нормативных актов для того, чтобы сделать их использование более удобным. Систематизация проводится в форме кодификации или в форме инкорпорации.

Событие – юридический факт, который либо вообще не зависит от воли человека (абсолютное событие, например, природная катастрофа) или частично зависит от воли человека (относительное событие, например, техногенная катастрофа), но влечет за собой правовые последствия.

Содержание правоотношения – элемент правоотношения, представляющий собой совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношения.

Соединение властей – система организации государственной власти, при которой она осуществляется одним лицом и в государстве не существует институтов, ограничивающих власть этого лица.

Социальные нормы – созданные людьми и зависящие от исторических и культурных традиций правила, регулирующие поведение субъектов общественной жизни.

Структура нормы права – совокупность элементов, из которых состоит правовая норма (гипотеза, диспозиция, санкция).

Субсидиарное применение норм права – решение юридического дела, в процессе которого  правоприменитель использует норму смежной отрасли права из-за того, что рассматриваемые отношения не урегулированы нормами той отрасли права, к которой относится рассматриваемое дело.

Субъект правонарушения – обязательный элемент правонарушения; это лицо, которое способно причинить вред и ответить за это.

Субъект правоотношения – лицо, которое является участником конкретного правоотношения. Субъектами правоотношения могут быть физические лица, юридические лица, публично-правовые образования (государство, субъекты федеративного государства, муниципальные образования, группы государств), государственные органы и учреждения, должностные лица, социальные общности.

Субъективная сторона правонарушения – обязательный элемент правонарушения; это вина правонарушителя, т.е. его психологическое отношение к совершаемому деянию.

Субъективное право – элемент содержания правоотношения; это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.

Суверенитет – один из признаков государства, выражающий его право самостоятельно решать все внутренние проблемы (внутренний суверенитет), принимать участие в международных делах и требовать к себе уважения со стороны мирового сообщества (внешний суверенитет).

      Судебная власть – самостоятельная ветвь государственной власти, реализуемая через систему высших, общих и специальных судов, основная функция которой – осуществление правосудия.

Сфера правового регулирования – система общественных отношений, упорядоченных правом или подлежащих правовой регламентации.

Теория государства и права – одна из основных гуманитарных и важнейшая юридическая наука, предметом изучения которой являются государство и право в их эволюционном развитии.

Технические нормы – специфические социальные нормы, закрепляющие наиболее рациональные правила обращения людей с орудиями труда и природой.

Тип правового регулирования – общая направленность правовой регламентации общественных отношений, которая выражается в специфическом способе правового регулирования (дозволение / обязывание / запрет) или в сочетании этих способов.

Типология государства и права – разделение государств и права на группы (типы) по различным основаниям; наиболее распространенными являются цивилизационная и формационная  типологии.

Толкование норм права – специфическая интеллектуальная деятельность по установлению истинного смысла правовых норм.

Тоталитаризм – разновидность недемократического политического режима, при котором власть осуществляется массовой партией, во главе которой стоит харизматический лидер, в обществе господствует одна официальная идеология, действует государственная монополия на все средства массовой информации, государство повсеместно контролирует жизнь людей,  проводит  агрессивную внешнюю и карательную внутреннюю политику. Тоталитаризм может быть праворадикальным (фашизм, национал-социализм) и леворадикальным (сталинизм).

Унитарное государство – разновидность формы государственного устройства; это небольшое по размерам, как правило, однонациональное государство, территория которого делится по административному принципу и составные части территории не имеют политической самостоятельности. В унитарном государстве существует единая система органов государственной власти и единая система законодательства.

Фактический (юридический) состав – совокупность нескольких юридических фактов, которые необходимы для возникновения / изменения / прекращения правоотношения.

Федеративное государство – разновидность формы государственного устройства. Это крупное по размерам, часто многонациональное государство, территория которого делится на относительно самостоятельные в политическом смысле части (субъекты федерации – штаты, земли, кантоны, провинции, республики, края, области и проч.). В федеративном государстве существует двойная система органов государственной власти (общефедеральные и субъектов федерации) и двойная система законодательства (общефедеральное и субъектов федерации).

Физическое лицо – индивид (гражданин, иностранец, апатрид, бипатрид), которые является субъектом права и может участвовать в конкретных правоотношениях.

Форма государства – качественная характеристика государства, состоящая из трех элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма государственного правления – элемент формы государства; это указание на то, каким образом формируется верховная власть в государстве, каковы ее полномочия и срок действия.

Форма государственного устройства – элемент формы государства; это указание на то, каким образом разделена территория государства и каковы отношения между органами власти всей страны и органами власти ее составных частей.

Функции государства – основные направления деятельности государства, которые осуществляются государственными органами и учреждениями и без которых оно не может либо обойтись вообще, либо на конкретном историческом этапе. Функции государства могут быть внутренними и внешними.

Функции права – основные направления воздействия правового воздействия, выражающие роль права в упорядочивании общественных отношений. 

Цензы избирательные (избирательные квалификации) – специальные требования, установленные Конституцией или актами избирательного законодательства, для получения или осуществления избирательных прав. В мировой практике известны следующие цензы – возрастной, гражданства, оседлости, имущественный, половой, грамотности, образовательный, служебный, расовый, языковой. 

Ценность права – реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для осуществления интересов общества, государства, различных групп и индивидов.

Частное право – часть системы права; упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Эффективность права – соотношение между результатами действия правовых норм и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты.

Юридическая обязанность – элемент содержания  правоотношения; это предписанная обязанному лицу мера должного поведения.

Юридическая ответственность – применение к правонарушителю предусмотренных санкцией правовой нормы мер государственного принуждения, что выражается в форме определенных лишений.

Юридическая практика – деятельность компетентных органов по принятию / толкованию / применению правовых норм, осуществляемая вместе с накопленным социально-правовым опытом.

Юридическая техника – система средств, правил и приемов подготовки и систематизации правовых норм и нормативно-правовых актов, используемая для повышения их эффективности.

Юридическое прогнозирование – развивающееся направление в российской теоретической юриспруденции. Это составление научно обоснованных предположений о действии правовых норм, об их влиянии на общественные отношения, формировании правовых моделей для создания новых правовых актов.

Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение / изменение / прекращение правоотношений.

     Юридическое лицо – зарегистрированная в установленном законом порядке организация, имеющая обособленное имущество, несущая самостоятельную гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, выступающая в гражданском обороте от собственного имени, обладающая организационным единством и являющаяся субъектом права и участником конкретных правоотношений

 

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: