Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье.
Подобно другим научным идеям и концепциям теория разделения властей возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием и накоплением исторического опыта в организации государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве.
Главное требование принципа разделения властей, сформулированное ещё Локком и Монтескье заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос. власть на законодательную (принятие законов), исполнительную (реализация законов) и судебную (гарант восстановления нарушенных прав). Причём каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать обособленно они также не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, образуя единый политический организм, функционирующий для блага народа.
|
|
Система сдержек и противовесов, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной гос. власти: законодательной, исполнительной, судебной.
В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М. Сперанский. В своем "Введении к уложению государственных законов" (1809) он писал в связи с попыткой использования этой теории для "преобразования" самодержавия и стремлением поставить ее в рамки закона, что "нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его". Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни "установления" действовали в процессе составления закона, а другие - при их исполнении*(253).
Из троякого порядка государственных сил возникает "троякий порядок сил установлений". Одно из них "должно действовать в образовании закона, другое - в исполнении, третье - в части судной. Разум всех сил установлений может быть различен".
26. Гражданское общество: понятие, сущность, признаки, структура.
Понятие "гражданское общество" формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гегель, Маркс. Красной нитью в гр. обществе практически всеми учёными проводится идеал человека. Гр. общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, расположении результатами своего труда. Политич. аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от госу-ва, т.е. в возможности, например, быть членом политич. партии или объединения, выступающих с критикой существующей гос. власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. В гр. обществе обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность и т.д. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные орг-ции, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства гос-ва как политиче. властной силы. Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Гр. общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпр-ской деят-сти, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва.
|
|
Структура гражданского общества: 1)негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); 2)совокупность независимых от гос-ва производителей (частные фирмы и т.д.); 3)общественные объединения и организации; 4)политические партии и движения; 5)система негосударственных средств массовой информации;6)семья; 7)церковь и т.д.
Признаки гр. общества: -наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; -конкуренция образующих его структур и различных групп людей; -свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; -всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на инф-цию; -многоукладность экономики; -легитимность и демократический характер власти; -правовое гос-во;-сильная соц. политика гос-ва, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.