Право-это система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки:
1)волевой характер 2)общеобязательность 3)нормативность
4)связь с государством 5)формальная определённость
6)системность
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
1)то, что любое право есть регулятор (формальная сторона)
2)то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к сущности права:
Классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юр.норм, выражающих возведённую в закон государственную волю экономически господствующего класса.
Социальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы демократии и т.п.)
|
|
34.Функции права: понятие и классификация.
Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы" юридич. норм. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политич. и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.
Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций. 1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должн. лиц, правосубъективности физ. и юр. лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и орг-циям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. 2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, зак-вом установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать тр. дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа. 3. Охранительная функция выделяет право из других систем соц. регуляции, поскольку осуществляется органами гос-ва, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано гос. принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур. Охранительная функция реализуется путем применения спец. охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания). 4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то гос-во и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Это позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).
|
|
Понятие и виды социальных норм. Особенности права как регулятора общественных отношений.
Социальные нормы- нормы, регулирующие общ. отношения, поведение людей, действия коллективов и социальных групп. Виды:
1)Нормы общ. организаций. Устанавливаются самими общ. организациями, закрепляются в их уставах и решениях; охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия.
2)Нормы обычаев и обрядов. Складываются в процессе исторического развития, в определённой общественной сфере; в результате многократного повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаясь общественным мнением.
3)Нормы морали. Складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести долге человека перед обществом и людьми.
4)Нормы религии. Исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития.
5)Нормы права. Устанавливаются и охраняются от нарушений государством.
6)Политические номы. Регулируют взаимоотношения больших групп людей (партии, движения, народности, нации.)
7)Другие нормы. Этические, эстетические, семейные и т.д.
Регулировать отношения между людьми, значит, подчинять человеческие действия правилу, делать эти отношения правильными, с точки зрения субъекта регулирования. Управление без регулирования невозможно.