Российская система образования является многоступенчатой и представляет собой одну из ведущих отраслей экономики, она охватывает процесс становления личности от 3 лет до 30 лет в среднем (но для некоторых образовательный процесс не завершается и до конца жизни, так как люди постоянно желают получать дополнительное образование).
Рассмотрим статистические данные, которые показывают, как в России развиваются образовательные услуги как общественные блага.
Государственные расходы на образование в РФ за несколько лет представлены в таблице 3:
Таблица 3 Государственные расходы на образование в РФ [25] | |||
Год | Расходы федерального бюджета, млрд руб. | Год | Расходы федерального бюджета, млрд руб. |
1997 | 18,5 | 2007 | 294,6 |
1998 | 17,2 | 2008 | 329,7 |
1999 | 20,8 | 2009 | 387,9 |
2000 | 37,6 | 2010 | 386,4 |
2001 | 48,8 | 2011 | 52,4 |
2002 | 80,0 | 2012 | 603,5 |
2003 | 99,00 | 2013 | 672,3 |
2004 | 119,3 | 2014 | 638,3 |
2005 | 160,5 | 2015 | 632,0 |
2006 | 211,9 | 2016 | 578,6 |
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ. [19]
|
|
Из данных таблицы следует, что расходы государства на систему образования постоянно растут, но в то же время, выступая 22 сентября 2015 года в Государственной Думе РФ, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН В. И. Кашин с сожалением заметил, что в результате реформ примерно 60 % мест в вузах оказались платными. Из-за распространения платного обучения для большой части малообеспеченных граждан возможность получения полноценного высшего образования оказалась утраченной, а высшая школа в значительной мере перестала быть «социальным лифтом», поддерживающим социальную мобильность. [17]
Рассмотрим, по каким направлениям в системе образования расходовались бюджетные средства. Представим направления в таблице 4.
Таблица 4