Проблемы системы образования в экономике современной России

Качество образования – это крайне важный вопрос, влияющий на интеллектуальный потенциал населения и на будущее страны. Советская система образования была практически разрушена, но пришло ли ей на смену что-то достойное? На кризис российской системы образования влияет и смена политического строя, и усиливающаяся глобализация.

Попробуем рассмотреть основные проблемы российского образования, выделим следующие:

1. «Демографическая яма». Демографический провал связан с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов.

2. Кризис традиционной системы образования. Организация учебной деятельности в сегодняшней России во многом унаследована от советской системы образования. Но сейчас на смену индустриальному обществу приходит общество информационное, мир развивается, что обуславливает необходимость коренных реформ в современной системе образования. В реформах нуждается и принципы подачи учебного материала, и роль преподавателя и учителя в образовательном процессе. Несомненно, в настоящее время требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

3. Противоречивые оценки единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ является основной, и, по сути, единственной формой государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и одновременно основным способом поступления в высшие учебные заведения. Несмотря на то, что единый экзамен введен как общеобязательный еще в 2009 году, до сих пор продолжается обсуждение целесообразности и правомерности его введения.

4. Низкая практическая направленность образования. Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, а не на подготовку специалиста, занимающегося практикой. Теоретические знания часто оторваны от практической деятельности. Многие ученики не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Можно выделить несколько причин:

- недостаточная практическая подготовка;

- слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой;

- устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

5. Низкий уровень финансирования. Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с недостаточным уровнем финансирования. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

6. Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования. Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

7. Слабое законодательство в сфере образования. Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

8. Массовый спрос на высшее образование. Хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

9. Коррупция. Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

10. Падение престижности обучения в техникумах и ПТУ. Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России.


Заключение

В курсовой работе был исследован процесс производства и потребления общественных благ, рассмотрены основные принципы или свойства, которыми они должны обладать, дана классификация общественных благ, проанализирована роль государства в их производстве. В процессе работы, мы пришли к выводу, что для государства и рынка важно решить задачу правильной оценки потребностей населения, масштабов необходимости общественных услуг и путей их финансирования.

В качестве примера общественного блага мы рассмотрели образование в России – исследовали структуру системы образования, проанализировали основные показатели, которые ее характеризуют. Например, был произведен анализ расходов бюджета Российской Федерации, которые были направлены на образование. В результате, мы выяснили, что расходы на образования постоянно растут, но все равно являются недостаточными, так как заработная плата работников образования остается на невысоком уровне.

Образовательная система в настоящее время постоянно реформируется, одним из главных и обсуждаемых нововведений является внедрение ЕГЭ.

Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов. В настоящее время необходима фундаментализация образования, интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования, инновационное обучение и информационная поддержка образования в целом.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: