Роль медицинского персонала в формировании внутренней картины болезни

Под ятрогениями (или ятропатогениями, или иатрогениями; от грег. iatros – врач и gennus – делаю) подразумеваются заболевания или их осложнения, вызванные глубокими переживаниями, вследствие слов или действий медицинского работника. Если такие переживания возникают вследствие слов и действий именно среднего медперсонала, говорят о соррогениях.

Ятрогениям посвящена интереснейшая книга отечественного исследователя А.Р. Лурия «Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания». Приведенные в ней примеры вредных воздействий большей частью вызваны словами и действиями врачей, однако вполне могут допускаться медсестрами или фельдшерами. Книга сохраняет актуальность и сегодня, поэтому будущим медикам весьма полезно ее прочесть.

Ятрогении могут возникать как вследствие малого опыта и низкой квалификации медсестры, так и вследствие ее небрежности или недобросовестности. В возникновении ятрогении может быть виноват только медик (истинная ятрогения), а может быть причиной повышенная тревожность или мнительность пациента. В последнем случае определенная доля вины медперсонала также имеется, так как личность больного не изучается.

В происхождении ятрогении (соррогении) весьма часто играют роль неправомерные образные выражения или сравнения вместо конкретности, а также неуместный юмор.

Различают следующие виды ятрогении: Этиологическую, Фармакологическая, Диагностическая, Экспериментальная, или лабораторная и Прогностическая.

Этиологическую ятрогению. В таких случаях врач (реже работник среднего звена, ведущий «сестринский процесс») чрезмерно долго останавливается или чрезмерно пристально расспрашивает о заболеваниях близких и предков («а не было ли в роду душевных болезней... каких,., насколько тяжелых»; или «а не было ли в роду онкологических заболеваний, рака, саркомы... во многих ли случаях... у кого конкретно...»* и т. п.). Естественно, у пациента появляется мысль, что у него шизофрения или рак.

Фармакологическая ятрогения при неправильно проводимом медицинском просвещении. Иногда врач или медсестра пропагандируют некое лекарство как панацею (от всех болезней); иногда они рекомендуют излишнее количество лекарств, и у пациентов развивается «фармакофилия» (любовь к лекарствам) или «фармакофагия» (привычка к ежедневному приему лекарств, удовольствие от их глотания, растерянность без их приема). Подвидом этого типа ятрогении является рекомендация подмешивать лекарство в пищу больного (чаще всего алкоголизмом), что чревато серьезными последствиями, вплоть до смертельных исходов. Отмечена также «фармакофобия», вследствие дискредитации лекарств («все они вредны, лечитесь только травами или у экстрасенсов»). Иногда в ходу выражения типа: «Это лекарство для вас слишком слабо» (без объяснений) и пациент убеждается в своей тяжелой, даже смертельной болезни, хоть это и не так.

Диагностическая ятрогения. Небрежное вскользь произнесенное объявление диагноза, образные выражения при этом. («Вы спрашиваете, что такое атеросклероз? Это значит у вас сморщились все сосуды в голове»... «Сосуды у вас могут лопнуть в любой момент». Или «У вас огромнейший инфаркт»). Такие объяснения тем более опасны, что реакция больного на диагноз может сопровождаться «мнимым спокойствием», за которым кроются страх, паника и суицидные мысли.

Экспериментальная, или лабораторная, ятрогения. Возникает при небрежном объяснений результатов диагностических исследований и использовании при этом образных выражений («томография – это значит будут резать легкие рентгеном»; «желудок у вас в форме чулка, опустился до самой матки»).

Прогностическая ятрогения. Касается рекомендаций при выписке и объяснений прогноза. Здесь не уместны чрезмерно пессимистические или деланно-бодряческие выражения с неуместным юмором («после выписки вы можете передвигаться только от скамеечки к скамеечке» – и больной это воспринимает буквально; «вы не скоро умрете... не раньше меня» – врач умирает через неделю после выписки больной, и та готовится к смерти).

Ятрогения детей возникает при неоправданном ограничении их естественной подвижности, и они начинают демонстрировать себя как тяжелобольных (еле ходят и т. п.).

Другая классификация ятрогении (Р. Конечный и М. Боухал) – их разделение на «соматогенные» и «психогенные» В первом случае, вследствие ошибочных слов и действий медперсонала, может ухудшиться течение внутренних и иных болезней либо наступить какое-либо невротическое расстройство с фиксацией внимания на деятельности какого-то органа (сердца, желудка и т. д.); психогенная ятрогения ведет к депрессии.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение язвенной болезни.

2. Характеристика хронических воспалительных заболеваний и желчных путей астении.

3. К чему приводит высокий уровень тревожности?

4. Какие психические особенности выделяют при неврологических заболеваниях?

5. Назовите пути влияния психических факторов на течение остеохондроза.

6. С чего начинается базедова болезнь?

7. Характеристика гипотиреоза.

8. Дайте определение аддиссоновой болезни.

9. Чем характеризуется акромегалия?

10. Назовите наиболее тяжелую эндокринную патологию.

11. Роль эмоциональных воздействий в этиологии и патогенезе сахарного диабета.

12. Дайте характеристику трех постулатов, описывающих эффективную адаптацию к хирургическому стрессу.

13. Охарактеризуйте синдром мюнхгаузена.

14. Определение психоза возраста климакса.

15. Какой синдром формируются при тяжело протекающих инфекциях с поражением мозговой ткани?

16. Причины изменения психики при туберкулезной интоксикации.

17. Назовите особенность психических изменений при туберкулезе легких.

18. Назовите два варианта личностной реакции на болезнь при заикании.

19. Какие психические изменения происходят при злокачественных новообразованиях?

20. Состояние больного при выписки из стационара на амбулаторное лечение.

21.

22.

23.

24. Вопросы для самоконтроля

25. Дайте определение понятию «реестр тяжести заболеваний».

26. Охарактеризуйте роль психологической значимости внешности для самоутверждения подростка.

27. В чем заключается «стоическое» воспитание отношения к болезни в семье?

28. Какие характеристики психосоматической семью вы можете выделить?

29. Дайте определение термину «Стигматизация».

30. Какую роль стигматизация играет в социальном факторе ребенка-инвалида?

31. Какое негативное влияние может иметь гиперопека в воспитании ребенка-инвалида?

32. Дайте определение понятию «выученная беспомощьность».

33. Какие факторы, влияющие на формирование чувства самоэффективности можно выделить?

34. Дайте определение понятию «локус контроля».

35. Охарактеризуйте понятие «воспринимаемая управляемость».

36. Какие стратегии личностного реагирования на телесный дефект можно выделить?

37. В чем может заключаться сложность формирования ВКБ у лиц зрелого возраста?

38. Назовите наиболее частый признак ухудшившегося соматического состояние у лиц старческого возраста.

39. Какие врожденные причины дизонтогений можно выделить?

40. Какие патопсихологические параметры характер психического дизонтогенеза?

41. Какие могут быть варианты психического дизонтогенеза?

42. Какие типы психологического реагирования на заболевание выделяются психологами?

43. К каким негативным последствиям может привести анозогнозический тип реагирования на болезнь?

44. Какую социальную сложность имеет эгоцентрический тип отношения к болезни?

45. Охарактеризуйте факторы формирования ВКБ у детей.

46. Дайте определение понятия дисморфоманический синдром.

47. Опишите особенности формирования ВКБ в подростковом возрасте.

48. Охарактеризуйте особенности воспитания в семье.

49. Охарактеризуйте ВКБ у детей-инвалидов.

50. Назовите факторы влияющие на формирование чувства самоэффективности.

51. Какие выделяют стратегии личностного реагирования на телесный дефект у инвалидов?

52. Дайте определение понятия дизонтогенез.

53. Назовите причины возникновения дизонтогений.

54. Какие выделяют психологические параметры дизонтогенеза?

55. Назовите типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается.

56. Охарактеризуйте гармоничный тип отношения к болезни.

57. Опишите анозогнозический тип отношения к болезни.

58. Назовите типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психическом дезадаптации в связи с заболеванием.

59. Охарактеризуйте тревожный тип отношения к болезни.

60. Охарактеризуйте апатический тип отношения к болезни.

61. Назовите типы реагирования приводящие к нарушению их социального функционирования.

62. Опишите обсессивно-фобический тип отношения к болезни.

63. Какие факторы влияют на формирования психологической картины болезни?

64. Какое значение в формировании отношения к болезни имеет семейная ситуация?

65. Перечислите этапы формирования личностных реакций на болезнь.

66.

67. Дайте определение понятию «реестр тяжести заболеваний».

68. Охарактеризуйте роль психологической значимости внешности для самоутверждения подростка.

69. В чем заключается «стоическое» воспитание отношения к болезни в семье?

70. Какие характеристики психосоматической семью вы можете выделить?

71. Дайте определение термину «Стигматизация».

72. Какую роль стигматизация играет в социальном факторе ребенка-инвалида?

73. Какое негативное влияние может иметь гиперопека в воспитании ребенка-инвалида?

74. Дайте определение понятию «Выученная беспомощьность».

75. Какие факторы, влияющие на формирование чувства самоэффективности можно выделить?

76. Дайте определение понятию «Локус контроля».

77. Охарактеризуйте понятие «Воспринимаемая управляемость».

78. Какие стратегии личностного реагирования на телесный дефект можно выделить?

79. В чем может заключаться сложность формирования ВКБ у лиц зрелого возраста?

80. Назовите наиболее частый признак ухудшившегося соматического состояние у лиц старческого возраста.

81. Какие врожденные причины дизонтогений можно выделить?

82. Какие патопсихологические параметры, которые определяют характер психического дизонтогенеза можно выделить?

83. Какие могут быть варианты психического дизонтогенеза?

84. Какие типы психологического реагирования на заболевание выделяются психологами?

85. К каким негативным последствиям может привести анозогнозический тип реагирования на болезнь?

86. Какую социальную сложность имеет эгоцентрический тип отношения к болезни?

87.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: