Пояснительная записка

Раздел 1. Целевой раздел.

Обязательная часть

Пояснительная записка

         Данная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) составлена для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка – детский сад № 56 «Сказка» города Димитровграда Ульяновской области».

Программа разработана в соответствии и с учетом следующих нормативных документов:

§ Конституция РФ

§ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

§ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155

§ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 30.08.2013 № 1014

§ "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. 

§ Примерная основная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

 

§ «Примерная адаптированная программа коррекционно –развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» // Н.В.Нищева – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015 год.

 

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 56 «Сказка» города Димитровграда Ульяновской области» является звеном муниципальной системы образования города Димитровграда Ульяновской области. Реализует образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности, обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет, а также помощь семьям в воспитании детей дошкольного возраста.

    Организация расположена по адресу: 433513, Россия, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Дрогобычская, дом 25.

Телефон/ факс 8 (84235)– 5-31-65

E –mail: crr56@mail.ru

Сайт: detskiysad56.lbihost.ru

Проектная мощность ДОУ:14 групп. В ДОУ функционирует: 14 групп для детей от 2 до 7 лет. Из них – 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (общее нарушение речи)   

Режим работы ДОУ с 6.30. до 18.30 при пятидневной рабочей неделе

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

   Основной целью работы дошкольной образовательной организации (в соответствии с ФГОС ДО) является:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

   Поскольку данная Программа написана для организации работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии речи, она имеет своей основной целью следующее:

 

- построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников

     Далее цели выстраиваются в соответствии с компонентами образовательного процесса:

целевым,

содержательным,

организационно-технологическим,

аналитико-результативным.

   Таким образом, определяются несколько целей по реализации основной общеобразовательной программы:

 

· формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности воспитанниками;

· организация разных видов деятельности ребенка и реализация образовательных задач в формах, специфических для детей данных возрастных групп, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения программы;

· использование образовательных возможностей района и города для развития ребенка;

· привлечение родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды дошкольной образовательной организации.

· Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

· организация педагогической диагностики для обеспечения индивидуального подхода к детям, и повышения качества образовательного процесса; 

 

Задачи

 

ü Создать условия для овладения дошкольниками самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты,

 

ü Формировать психологическую готовность к обучению в школе, обеспечивать преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

ü Укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие; продолжать развивать двигательную и ги­гиеническую культуру детей

ü Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

ü   Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

ü обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы граждан­ских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.

ü Развивать познавательную активность, любознательность, стрем­ление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире. 

ü Развивать интерес к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащать социальные и тендерные представления, социально-ценностные ориентации, гуманные и пат­риотические чувства детей.

ü Развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации, обогащать впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в об­щении со взрослыми и сверстниками.

ü  Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельно­сти, общении и познании, неуклонно расширять область самостоя­тельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ре­бенка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (в играх, изобразительной, театральной, музы­кальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.

ü Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать ста­новление полноценной готовности детей к обучению в школе.

ü Воспитывать у каждого ребенка любовь к своей семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, уверенность, стремление к социально одобряе­мым действиям и поступкам, радость взросления, понимания роста возможностей и достижений, стремление к активной де­ятельности и творчеству.

ü Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

ü Обеспечить объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

  

  Программа рассчитана на пребывание ребенка в  группе  компенсирующей направленности с четырехлетнего (средняя группа). Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы

     В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное

направление работы является приоритетным,    целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

 

 Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности:

реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи

 

Онтогенетический принцип:

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и закономерности развития детской речи в норме.

 

Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

 

принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

 

принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

 

принцип интеграции усилий специалистов;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

 

принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

 

принцип постепенности подачи учебного материала;

 

принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

 

1.1.3.Значимые характеристики реализации программы

 

1.1.1. Характеристика детей – воспитанников ДОУ, имеющих общее недоразвитие речи

В настоящее время контингент воспитанников детского сада составляют дети, как с нормальным ходом развития, так и с различными вариантами дизонгогенеза.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников

может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим

недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.

Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность

ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиход-

ной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов.         У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов.

   Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

  

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется

незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций,

психической активности.

 

Характеристика контингента воспитанников групп компенсирующей направленности

Возрастная категория Количество групп

Количество детей

   

мальчиков

девочек
4- 5 лет 1

12

6
   

18 человек. Все ОНР I - II уровня, с необходимостью психологического сопровождения

5-6 лет 1

 14

7
   

21 человек. Все ОНР I - II уровня, с необходимостью психологического сопровождения

6-7 лет 1  14

3

   

17 человек. Все ОНР II- III уровня, с необходимостью психологического сопровождения

ВСЕГО 3

40

16
   

 

   

56

         

 

 Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

 

 

1.2. Планируемые результаты освоения программы

 

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Ожидаемые результаты реализации Программы представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения данного уровня дошкольного образования.

В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.

Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

 

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения

дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся

следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений

ребенка:

ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

ребенок любознателен; склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;

ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;

ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;

у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

 

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности

дошкольного и начального общего образования

Планируемые результаты. Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Речевое развитие

Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: