2.1. Задачи в связи с реализацией парциальных программам
В ДОО функционирует бассейн, что позволяет вести обучение детейплаванию. Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы: Чеменева А.А., Столмакова Т.В. «Послушные волны».
Важным компонентом культуры и аспектом формирования личности человека является воспитание культуры личной безопасности. Приобщение ребенка к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Дошкольный возраст благоприятен и очень важен для воспитания у детей новых личностных качеств, для освоения ими опыта безопасного поведения. Для реализации этого направления работы и как часть методического комплекта примерной адаптированной программы Нищевой Н.В. используется программа Тимофеевой Л.Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет».
Огромное значение в реализации задач, сформулированных в ФГОС ДО имеет экологическое образование детей. Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у ребенка важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи. Таким образом, экологическое образование детей -большой потенциал их всестороннего развития. В связи с выше изложенным используется парциальная программа Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»
|
|
В соответствии с возможностями и интересами детей в каждой группе организована кружковая работа. Направленность, задачи такой работы соотносится с особыми образовательными потребностями воспитанников с ОНР. Цели всех указанных программ представлены ниже в таблице
Направление развития ребенка | Программа | Цели, задачи | ||
Социально – коммуникативное развитие | Л.Л.Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3до 8 лет. Парциальная программа. –СПб.: ООО «Издательство Детство -пресс», 2015 | Формирование у детей основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту. На природе, на улице), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности. | ||
Познавательное развитие | Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа»- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015 | Довести до сознания детей понимание того, что каждый объект природы- это единая система. Задачи: -сформировать представление об экологических системах; -научить понимать, что неживая природа –это условие для жизни | ||
Художественно – эстетическое развитие
| Волшебные полоски. Квиллинг | Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга. Способствование речевому развитию детей в процессе художественного конструирования из бумаги, развитие мелкой моторики. | ||
Волшебные ладошки (в старшей группе) | Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи: - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию. - Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета. -Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. -Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). - Учить работать на заданном пространстве. | |||
Волшебный мир оригами (в подготовительной группе) | Изучить искусство оригами; способствовать формированию художественного вкуса, развитию фантазии. Задачи: -развивать мелкую моторику рук, - совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности, -развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка -закреплять знание геометрических форм, знакомить со способами преобразования геометрических фигур; - развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. | |||
Физическое развитие | Чеменева А.А.,Столмакова Т.В. «Система обучению плаванию детей» -СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО -ПРЕСС»,2011 («Послушные волны») | Обучение разным видам плавания, а также плаванию под водой. Обучать прыжкам в воду с возвышенности, подставки. Способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному психофизическому развитию. Повышать работоспособность организма. Приобщать к здоровому образу жизни, формировать гигиенические навыки, умение владеть своим телом в непривычной среде. Обучать приемам самопомощи и помощи тонущему. |
2.2. Принципы и подходы в связи с реализацией парциальных программ
В процессе реализации парциальных программ учитываются следующие подходы:
1) личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
2) деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе
сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого.
Методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
- принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;
|
|
- принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
- принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
- принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
- принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.
При реализации задач ознакомления детей с природой, формирования безопасного поведения используются следующие принципы:
- комплексности и интегрированности– решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса;
- ориентация на ценностные отношения – определяет постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществе, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте;
- принятие ребенка как данности –принцип, определяющий признание за дошкольником права быть таким, какой он есть, ценности его личности
- природосообразность как принцип организации образовательного процесса предполагает, что выбор форм и методов воспитания, обучения, воспитания и развития должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности, на основе каких механизмов в каждом возрастном периоде происходит приобщение ребенка к культурным ценностям.
2.3. Планируемые результаты в связи с использованием парциальных программ
В группах компенсирующей направленности используются парциальные программы
|
|
В связи с этим в данном подразделе размещается информация о планируемых результатах в связи с их использованием.
Программа | Планируемые результаты |
Л.Л.Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3до 8 лет. Парциальная программа. –СПб.: ООО «Издательство Детство -пресс», 2015 | У детей - сформированы основы культуры безопасности, - способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице), неординарных и опасных ситуациях, - находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности. |
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа»- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015 | У детей: развит познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление, познавательно- исследовательская деятельность; сформированы представления о системном строении природы (понимание того, что каждый объект природы- это единая система). Изучение программы способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, осознанного бережного отношения к ней. |
Чеменева А.А.,Столмакова Т.В. «Система обучению плаванию детей» -СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО -ПРЕСС»,2011 («Послушные волны») | Дети получают навыки в плавании разными способами (кроль, брасс, дельфин). Умеют погружаться в воду, нырять, плавать под водой. Обучаются элементарным прыжкам в воду с возвышенности Получают умения расслабляться на воде. Дети получают элементарные навыки по оказанию помощи тонущему и самопомощи. У детей совершенствуются культурно- гигиенические навыки. Воспитанники приобщаются к здоровому образу жизни |